Автор Игорь Колесов
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Реальный диалог (воспроизведён по памяти), произошедший между моими одноклассниками, Олегом Шварцманом и Таней Каневой (Штыковой), на перемене, в 1980 году (использован в произведении «Потапчику четырнадцать миллиардов!»).
…«…Значит, говоришь, будущее можно только представить. Тогда, к примеру, лет через тридцать, а?
- Деньги отменят.
- Шрайбен вилпи по вассер!
- Что?
- Маловероятно! Хотя судя по зарплатам моих предков, так и да, кое - кому могут почти отменить.
- Серьёзно, зачем они нужны будут в Советском Союзе через тридцать лет?
- А если не будет Союза?
- Ахха ха ха, не будет Союза! В результате чего, столкновения с метеоритом или войны миров?
- Вот я бы хотел портативную рацию на батарейках, шоб помещалась в кармане.
- Зачем?
- А шоб связаться с любого места с кем хочешь, было, как здрасте!
- Так есть телефон.
-Телефон, телевизор, магнитофон, который всегда с тобой, понимаешь, портативный.
- Вообще неплохо бы, но не вижу острой необходимости постоянно «быть на связи»…
…На наших глазах, с УСКОРЕНИЕМ, стало меняться отечественное ТЕЛЕВИДЕНИЕ. Осенью 1987 года на первом канале вышла в эфир программа «ВЗГЛЯД», в совершенно новом для отечественного ТВ формате. Непривычно молодые ведущие, гости, от которых ждали ответов на «неудобные» вопросы, поиск решения проблем, и снова вопросы, проблемы, музыка, сюжеты… Программа была динамичной и хотя позиционировалась как молодёжная, «Взгляд» смотрели все, несмотря на то, что транслировали его по ночам. Уже после первых выпусков Листьев, Захаров, Любимов и Политковский стали самыми узнаваемыми лицами первого канала. Появились первые ток-шоу, например, «Музыкальный – ринг», на котором отечественные рок-группы «состязались» между собой, а их лидеры отвечали на вопросы зрителей в студии. По сути, это было скорее знакомство известных или только что организованных коллективов с самой широкой аудиторией. Ночная просветительская программа - «Программа А» - так же для любителей рок-музыки. Телемосты с американцами – «детище» Познера и Донахью. «Двенадцатый этаж» - великолепное ток-шоу для старшеклассников, на котором без купюр обсуждались самые злободневные темы. Ну, а теперь, друзья мои, о главном – в 1986 году на экраны ТВ вернулся КВН, после вынужденного перерыва с 1972 года. И как вернулся! В фойе нашего общежития «стоял» большой цветной телевизор «Рубин», для всеобщего пользования. В день показа очередной игры собиралось столько народу, что приходилось ставить его в коридор и уже там, кто полулёжа, кто сидя, кто стоя, устраивались у телеэкрана для просмотра…
…Поп-группы новой волны - «Форум», «Кар-мен», «Сталкер», бит-квартет «Секрет», «Браво» и другие заполонили эфир и активно теснили мастодонтов из числа народных и заслуженных, крепко обосновавшихся на отечественном телевидении ещё с семидесятых. Основная аудитория - подростки и молодёжь, хотели видеть на экране своих кумиров. Попытки народных вначале противостоять, а затем «пойти в ногу со временем», были настолько неуклюжи, что кроме раздражения, у молодого поколения телезрителей, ничего не вызывали. Эту новую, во всех смыслах, аудиторию интересовала музыка и только музыка. Смена мужей и любовников доминирующей «поп – дивы» им была до лампочки, как и до лампочки были откровения её прислуги и другие варианты переворачивания матрасов и тряски простыней. Вот совершенно не интересовали. В девяностые они ещё возьмут реванш, наравне с кабацким и прочим шансоном, когда и заказчики поменяются и часть аудитории деформируется… но это потом, а пока, пока как-то так…
Как чёртики из коробочки выскочили на всеобщее обозрение мальчишки из группы «Ласковый май» и женского «музыкального коллектива» - «Мираж». Они собирали стадионы, причём в городах-миллионниках по нескольку дней подряд, что заслуженным артистам эстрады и не снилось. Максимум, что они могли себе позволить - быть у новых кумиров на разогреве. Увы, только на разогреве. Я уж не говорю про дискотеки (куда без дискотек, если речь о 80-ых). Постепенно их шлягеры «Белые розы», «Розовый вечер», «Детство», «Я больше не прошу», «Музыка нас связала»… вытеснили на задворки репертуарного плана дискотек все западные хиты…
Не могу не упомянуть ещё об одном «признаке перемен», появившемся на телевидении – «латиноамериканский сериал», который тоже, в чём я глубоко убеждён, ещё ждёт своего кропотливого исследователя. Великолепные диссертации могли бы защитить учёные – эволюционисты, так как эволюция рассматривает деградацию организмов, как бы парадоксально не звучало, одним из вариантов поступательного развития, но со знаком минус, то есть упрощения. Первой ласточкой, кстати, с очень недурной заставкой, оказался «многосерийный фильм» - «Рабыня Изаура». Мне так и не суждено было понять как, не приходя в сознание, наши собратья по разуму смотрели это месяцами, но в оправдание могу сказать, что неоднократно делал добросовестные попытки составить компанию сокурсницам, в чисто научных целях. Даже в комнатах наиболее привлекательных студенток общаги нас с Саней Митрошиным хватало минут на десять. Рекорд – четырнадцать. Но это был случай, что дождавшись окончания, можно было надеяться на дивиденты, благо мы начали просмотр с последней трети этой, этой… ладно продолжим. Так о чём мы? Телесериалы? О них всё, поехали дальше… Следующее «новшество» - Кашпировский и Чумак. Психиатр и экстрасенс. Жёсткий и мягкий. Суровый и несуровый... Один лечил словом, другой - делом. Заряжал воду, и вообще любую жидкость, живительной силой. Делал её лекарством от всех болезней, коих во времена перестройки у народа хватало с избытком. В комнатах стояли банки с водой различной ёмкости, а если не стояли, означало, что жильцы успели их спрятать и заряжали тайком от всех, за закрытыми дверями… Мы с Митрошиным? Да, заряжали, и пили, пили и заряжали. Помогало ли? Трудно сказать, чтобы выздороветь нужно было, ради эксперимента, чем-то заболеть…
Какое-то время нам казалось, что «Взгляду» и «КВН» некому будет бросить вызов, однако…
Однако, 25 мая 1989 года, впервые в истории страны СОВЕТОВ, Съёзд СОВЕТОВ транслировали в прямом эфире. После ПРИВЫЧНОГО бормотания Генсека, прерываемого бурными и продолжительными аплодисментами, поцелуями и развешиванием орденов – на трибуну выходили НЕПРИВЫЧНО интеллигентные люди. Мало того, что они правильно ставили ударения (в том числе в слове мышление), и строили предложения, но и задавали членам политбюро вопросы, рассуждали, наплевав на догмы, и КРИТИКОВАЛИ «небожителей», чьи портреты народ ещё совсем недавно таскал на демонстрациях, как изображения святых во время крестного хода!..
…Прямые трансляции Съездов, собственно и стали тем самым «супер - шоу», которое не «на», а в разы превысило рейтинги самых популярных в то время телепередач…
…25 мая 1989 года. В аудиторию вбежал запыхавшийся Саша Стариков, мой приятель из физико-математического.
- Что сидите!?
- Готовимся к «зарубежке».
- Съезд транслируют!
С топотом матросов, захватывающих «Зимний», только не вверх, а вниз по лестничному пролёту, студенты неслись в фойе главного корпуса института. Мы, без лишних вопросов, присоединились к коллегам по альма-матер. Телевизор, что стоял на тумбе рядом с гардеробом, взгромоздили на стул. Студенты, преподаватели, техперсонал заполнили всё свободное пространство, от лестницы до лестницы. Динамику «Садко» не хватало мощности. Тогда кто-то из музыкантов студенческой рок-группы закрепил рядом с телевизором микрофон и поставил стоваттную колонку. Затихли. Смотрим. Слово попросил, недавно вернувшийся из ссылки, академик Сахаров…
…Пронесся лёгкий гул, а затем воцарилась полная, какая-то даже торжественная, тишина…
Буквально открыв рты, мы слушали выступления Евтушенко, Адамовича, Черниченко, Попова и, конечно, Ельцина. Тогда, несмотря на небывалый экономический кризис, кризис власти, мы надеялись, верили, что демократические перемены необратимы…
До сих пор ни один сериал, ни одна передача, не собирали у телеэкранов такого количества советских граждан. Город не просто пустел. В автобусах, такси радио было настроено на трансляцию съезда. В аэропорту, железнодорожном вокзале, коллективный просмотр заседания стал обычным явлением, и это было ещё одним знаковым, отличительным, признаком времени, времени перемен…
17 мая 1985 года был принят «СУХОЙ ЗАКОН». Пьянство действительно приняло катастрофические масштабы и, хотя прибыль от продажи алкогольных напитков составляла значительную долю поступлений в Госказну, Горбачёв рискнул…
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
ЕЩЁ ДО ВОЗВРАЩЕНИЯ КВН НА ТЕЛЕЭКРАНЫ, МЫ ПЕРЕФОРМАТИРОВАЛИ СТУДЕНЧЕСКИЕ КАПУСТНИКИ (НА СЦЕНЕ - КОЛЯ БАРТОШ, ИГОРЬ КОЛЕСОВ, ТОЛЯ ХРЕБТОВ),
ТЕ ЖЕ И САША МИТРОШИН (ПОЧТИ НА СЦЕНЕ).
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РИНГ
ГОРБАЧЁВ И ЛИГАЧЕВ НА СЪЕЗДЕ
ВО ВРЕМЯ СЪЕЗДА
АЛАН ЧУМАК ЗАРЯЖАЕТ ВОДУ
|