Данный материал вошёл в «десятку» отобранных профессиональным жюри, для публикации (из пятисот двадцати семи поступивших, с различных регионов России). Тема - «30 лет с начала распада СССР». После публикации дам ссылку на сайт печатного издания.
Началом распада СССР принято считать 16 ноября 1988, после того как Верховный Совет Эстонской ССР провозгласил суверенитет. В этом году исполняется 30 лет…
Материал, друзья мои, приурочен к этой дате. Он достаточно объёмный, поэтому размещаю, разбив на части, в каждой из которых доминирует определённая тема. «Разбивка» по темам, достаточно условна…
Это не анализ событий, а «зарисовки по памяти», памяти о нашей студенческой жизни, понятно, что в моём субъективном восприятии…
Игорь Колесов
…Пожалуй, «отталкиваясь» именно от «люберов»(1), перейду к следующему культовому явлению восьмидесятых – «КАЧАЛКАМ». Это были организованные группами подростков и молодёжи, чаще всего с одного городского двора, нелегально, в подвалах, тренажёрные залы (залы, конечно, сказано громко) для занятий атлетической гимнастикой.
…Для тех, кто полюбил «качку», она становилась дополнительным СМЫСЛОМ в ежедневно ощущаемой мышечной боли, визуальных и внутренних переменах, самосовершенствовании через преодоление, внутренней дисциплине, осознанном самоограничении, аскетизме, приобретении настоящих друзей…
Тренажёрные залы стали своеобразными «клубами единомышленников», клубами, не то что не поддерживаемыми государством, системой, а создаваемыми ВОПРЕКИ, на общественных началах. Поиск помещения, оборудования, в том числе его самостоятельное изготовление, преодоление бюрократических барьеров, непонимания, объединяло и сплачивало нас…
Это был творческий процесс от начала до конца. От оформления помещения до непосредственно самих занятий…
Даже в самые холодные и короткие зимние дни в зале появлялось настроение весеннее, летнее, оптимизм, надежда на лучшее. Для нас, обычных любителей атлетической гимнастики, «качалка» стала вторым домом, отдушиной. Тренировки помогали поверить в себя, в свои силы, преодолеть трудности в непростые (ох непростые) времена...
…«Качалка», которую посещали мы с сокурсником, находилась в подвале дома через дорогу от здания института. О воркутинце Виталике, организаторе «тренажёрки», нам в свою очередь, не вдаваясь в подробности, рассказал приятель, живший в этом же доме. Собравшись с Костей на первую тренировку, мы не предполагали насколько нас затянет новое увлечение. И что все мои курсовые работы по возрастной физиологии будут на темы, посвящённые адаптации и общим принципам силовых нагрузок в подростковый и юношеский период. Возрастную физиологию у нас преподавал Качмарчик Эрнест Викторович, сам в прошлом кандидат в мастера спорта по тяжёлой атлетике. Профессор и после семидесяти «жал на разы» сто сорок килограмм…
…И гремела музыка за железной дверью подвала. И нельзя было не узнать знаменитую композицию культовой группы Deep Purple – «Дым над водой». Группы британской (кто бы сомневался). И хотя основана она была ещё в 1968 году, а композиция записана в 1971-ом, знакомой для нас она стала с недавнего времени…
Постояв несколько секунд в нерешительности, зашли внутрь. «Всем привет», как можно доброжелательней, произнесли мы одновременно с Костяном. Несколько парней, примерно нашего возраста, тренировавшихся в это время в качалке, кивнули в ответ. До этого я уже несколько месяцев занимался с Саней Шилко в зале Кулижникова и, по крайней мере, приседания, жим лёжа и тягу научился выполнять технично. Оглядевшись, я предложил Косте приступить к разминке, не дожидаясь какого-то там Виталика...
Тусклая лампа, ватт шестидесяти, освещала угол с разложенными, по мере увеличения веса, чугунными гантелями. Размявшись на настенной боксёрской «подушке», мы побрели к этой лампочке Ильича подобрать для себя снаряды по силам. Дверь была открыта для дополнительного освещения, благо майский день оказался на редкость тёплым. Внезапно потемнело, в том смысле, что потемнело внезапно. Дверной проём заслонил силуэт человека. Полностью, как в высоту, так и в ширину, причём, в ширину, выходя за пределы не только дверного проёма, но и нашего воображения… Мы, конечно, видели на «самопальных» плакатах, Арнольда, нашего, Шварценеггера, Лу Фериньё, Ли Хейни и других не менее известных культуристов золотой эры бодибилдинга, но живьём, такое! «Силуэт» сделал шаг вперёд, и, о чудо (!), заговорил человеческим голосом: «День добрый! А вы собственно кто»? «Студенты из общаги через дорогу» - поразил своей искренностью Костя. «В курсе, что посещение десять рублей в месяц»? И тут мой друг сделал предложение, от которого, по его мнению, владелец трензала не должен был отказаться: «По десятке не сможем, живём на стипендию, трояк максимум». Гигант, наклонив голову с любопытством энтомолога, посмотрел на Костю, ухмыльнулся, выдержал паузу, и продолжил торг – «Пять рублей». Не дожидаясь дальнейшей полемики между провалившим два экзамена на сессии и оставшимся без стипендии приятелем и организатором подпольной качалки, я решил вступить в разговор и, как показалось, достаточно уверенно произнёс: «По рукам». Виталик, а это был именно он, с любопытством уставился уже на меня, и, протянув ладонь, ответил – «Ладно, по рукам». Так состоялось наше знакомство, впоследствии переросшее в дружбу, с замечательным спортсменом и человеком, фанатом и знатоком культуризма Виталием Вайнером. Через месяц мы были освобождены от взносов, так как приняли активное участие в пополнении матбазы. Мои земляки, студенты факультета ИПФ (будущие «трудовики»), в своей учебной мастерской помогли изготовить «кривогриф», гантели из куска рельсы, нарезали труб подходящего диаметра для перекладины с рукоятками всевозможных вариантов хвата, брусьев различной ширины и даже Т-гриф на шарнире из подшипника.
После пары лет тренировок удалось уговорить коменданта общежития отдать нам под «тренажёрку» комнату для самоподготовки на четвёртом этаже, где проживала мужская половина (в нашем случае десятая часть географо-биологического факультета). Появились и компетентные помощники. На первый курс поступили несколько ребят из Воркуты, имеющие уже немалый опыт тренировок. Удивительно, но эти, по сути, мальчишки, обученные старшими товарищами, что тренировались ещё с шестидесятых, обладали таким объёмом практических и теоретических знаний, которым сейчас позавидовало бы подавляющее большинство инструкторов фитнес - центров. Воркутинцы знали все те «примочки» и секреты подготовки, в плане питания, методики, программ, фармакологии, которые лет через двадцать на спортивных каналах телевидения и в специальных журналах, подавали как "новые веяния" или "новейшие методики", основанные «на самых последних достижениях» спортивной науки…
Кроме нелегальных тренажёрных залов, энтузиасты организовывали подпольные секции карате и других восточных единоборств. Качалки и клубы единоборств были настоящей альтернативой для подростков и взрослых, которых в силу тех или иных причин не принимали в спортивные секции, например из-за возраста, окончания набора, отсутствия перспектив, не желавших участвовать в соревнованиях, а так же спортсменов, которые завершили активные тренировки, но хотели поддерживать форму. А ещё, это была своя субкультура, наполненная общением близких по духу и менталитету людей, зачастую совершенно разных профессий и возрастов. Например, у Виталика тренировались преподаватели ВУЗов, учителя, врачи, рабочие, сотрудники милиции, прокуратуры, кооператоры и их лучшие друзья – рэкетиры. Всех, независимо от профессии, возраста, политических взглядов и жизненных приоритетов, объединяло общее увлечение, общая страсть – атлетическая гимнастика…
Тогда в нашем лексиконе ещё не было таких слов как бодибилдинг, фитнес, пауэрлифтинг, кроссфит и прочее. Атлетическая гимнастика, реже культуризм (но это уже больше для тех, кто участвовал в полулегальных или легальных, как в прибалтийских республиках, соревнованиях) и силовое троеборье, вот и все «дисциплины». На соревнованиях по троеборью выступали в основном тяжелоатлеты, «экипировку» которых составляли спортивные трусы или трико и футболки. На улицах города, всё чаще, можно было видеть молодых людей, «выпадавших из общего ряда» в силу «нестандартных» мышечных объёмов. Неоднократно наблюдал, как реагировали на Виталия неподготовленные обыватели, когда он, жарким летним днем, прогуливался в майке-борцовке и джинсах - «варёнках» по «Коммуне». Ростом за метр девяносто, полутораметровой грудной клеткой и бицепсами объёмом 54 сантиметра, он не то что привлекал внимание прохожих, а производил фурор, сравнимый с цирковым аттракционом, вроде – «По улице слона водили…»…
Из песни слов не выкинешь. В девяностые часть ребят, занимающихся боксом, борьбой, единоборствами и силовыми видами спорта, стали «ядром» различных ОПГ. Однако другая, далеко не меньшая часть, составляла «основной контингент» создаваемых спецподразделений в армии и милиции, в частности «ОМОН», а позже и «СОБР». На срочную службу в ВДВ и морскую пехоту боксёров, борцов, качков и каратистов также брали с большой охотой.
Но таковыми были восьмидесятые. В этот исключительный период советской истории вся молодёжь, от старшеклассников до студентов, знали клички криминальных авторитетов города лучше, чем фамилии членов политбюро. Да что молодёжь! Любого обывателя спросить…
Подавляющее же большинство никакого отношения к криминальной среде не имели. Студенты, закончив ВУЗы, уезжали работать по распределению, кому-то удалось устроиться в Сыктывкаре. Другие, в силу возникших трудностей, пытались найти себя в новых условиях, «челночничали», организовывали кооперативы, но не забывали об атлетической гимнастике, и, по мере возможности, поддерживали форму…
У меня не было и тени сомнения, что вернувшись на малую Родину смогу организовать клуб атлетической гимнастики, смогу объединить для этой цели единомышленников, заинтересовать, привлечь подростков и молодёжь к занятиям, воспитать преданных поклонников «железной игры»… Вот не сомневался ни одной минуты, секунды…
…Началась вторая, самая массовая волна эмиграции. В основном уезжали в благополучные Европу и Штаты. Эмигрировали люди разных профессий, национальностей и достатка. Например, все мои сокурсницы – этнические немки, уехали на ПМЖ в Германию, как только появилась возможность, евреи - в Израиль или США. Уехал и тренер Саши Шилко, Иван Кулижников, на историческую родину супруги в Германию, где, не мудрствуя лукаво, открыл клуб тяжёлой атлетики. С сокурсницей Ирой Копп мы часто общаемся в соцсетях. Она живет и работает в Бремене. Ира - многодетная мама. У семьи Копп большой дом в пригороде. Они объездили практически весь мир. Отпуск проводят в основном на Средиземноморском побережье Франции или Италии. Ещё с одним другом юности – Герой Бланки (Беленьким), проживающим в Израиле, так же постоянно поддерживаю связь. Герман тоже глава многодетной семьи…
Я уже писал выше о расцвете молодёжных субкультур, основой «идеологии» которых чаще служило то или иное музыкальное направление. Например, беззаветную любовь воркутинской молодёжи к рок-музыке, я впервые воочию наблюдал на картошке. Да, да, именно на картошке. Как полагалось, в сентябре первый курс отправили на помощь совхозу. В нашем случае – «Межадорскому». Поездка была запоминающейся и насыщенной событиями. Что было хорошего? Во-первых, общение с одной из четырёх замечательных второкурсниц, что приехали с нами в качестве поваров. Это, понятно, лучшее, далее по убывающей… Что ещё?.. Да всё! Кормёжка, общение, понятная работа, сельские дискотеки… Чтобы раскрыть заявленную в начале абзаца тему, придётся описать ещё одну дискотеку, на этот раз межадорскую. Выпала она родимая из общего ряда «дискотек восьмидесятых». В один из памятных сентябрьских вечеров 1985-го, тяжёлый рок потеснил брейк в сельском клубе старинного коми села. Серьёзно потеснил…
Рацион питания во время полевых работ в совхозе «Межадорский» был выше всяких похвал. Лично меня так не кормили ни дома, ни в училище, ни в армии. Мяса вдоволь! Мяса! И на первое, и на второе. Свежие овощи для борща и щей – прямо с грядки – капуста, свёкла, морковь, лук, зелень, естественно, картофель. Девчонки - повара нас, конечно, баловали, но и вкалывали мы каждый за троих. В глубокой тарелке со щами, куда сметану мы добавляли сами в любом количестве, большой, большущий, кусок мяса на кости. При каждом погружении ложки в щи, мясо зазывно дребезжало. Когда до него доходила очередь, нежное, сочное оно немедленно покидало кость. Я по-ижемски выбивал из неё «костный мозг» в ложку, и, намазав на кусок чернушки, с горчичкой, поглощал этот замечательный бутерброд со вторым блюдом. На второе - котлеты или тефтели с гарниром, изготовленные из того же свежайшего мяса совхозного телёнка. Молока, сметаны, сливок, простокваши и сыра тоже было в избытке. К чаю подавали пресные блины, которые мы, свернув в трубочку, макали в сгущёнку. Откусив щедрый кусок, от лучшего десерта, из всех, что мне до сих пор приходилось пробовать, запивали оный крепким краснодарским чаем. И это, друзья мои, только обед, обед студентов в те времена, когда прилавки продуктовых магазинов страны практически полностью опустели…
Бескрайнее совхозное поле бросило вызов, и вызов был принят. Проявив незаурядные способности в укладке мешков на прицеп, я от рассвета до заката, затаскивал на него мешки с картошкой, умудряясь размещать три запланированные нормы, что здорово помогало ускорить процесс уборки. Вечером, после бани, что топил нам к приезду с поля, прикрепленный к нам бригадир совхоза, казалось, что сил хватит только дойти до кровати. Однако, через час-два, мы были готовы, то есть готовы-то в том благодатном возрасте были всегда и даже постоянно… В том числе, посетить местную дискотеку…
Одновременно с нами в Межадор, так же для сбора урожая, привезли около ста учащихся Воркутинского горного техникума. Они оперативно натаскали во двор старого здания школы, куда их поселили, какие - то трубы, куски траков, сколотили скамейку для жима. Прикрепив с обоих концов трубы деревянные чурки, изготовили несколько «штанг» разного веса, установили перекладину и брусья. Вечером техникумовцы качали мышцы на импровизированных снарядах, привлекая внимание сельчан. Форма пяти – шести любителей железной игры поражала. Мало того, что каждый вечер они тренировались как в последний раз, но и не были, мягко говоря, обделены природой. Сейчас бы я назвал их генетическими уникумами. Потому что, как бы ты не отдавался тренировкам, какие бы препараты не потреблял, разрешённые, неразрешённые, только генетическая предрасположенность, как и в любом другом виде спорта, позволяет не только прогрессировать на порядок быстрее остальных, но и достигать вершин в спорте. Такие уникумы тренировались в то время и в нашем институте. Например, окончивший географо-биологический факультет, за несколько лет до нашего поступления, воркутинец Николай Ясиновский (чемпион Европы по бодибилдингу), или Олег Канев с физико-математического факультета (чемпион России по бодибилдингу). Но тем и хороша атлетическая гимнастика, что позволяет любому занимающемуся постоянно самосовершенствоваться. Стать, в физическом плане, лучшей версией себя. Тренироваться всю жизнь, варьируя нагрузки и адаптируя их к своим возможностям в любом возрасте…
Вопросы атлетов друг к другу, вроде - «Скока банка» (Каков диаметр окружности Вашего плеча при согнутом под прямым углом локте и напряжённом бицепсе в сантиметрах?) (пер. автора), или «Скока жмёшь?» (Каков максимальный вес штанги, который Вы можете выжать от груди однократно?), я именно от них услышал впервые. Это, как мы узнали позже, было чем-то вроде тестирования, уровня подготовки качающих железо людей…
Другие, не менее важные выражения и термины, как то – «Банка упала!» (Наиболее тяжело переживаемая личная трагедия, вплоть до потери интереса к жизни. Причина - уменьшение ранее достигнутого диаметра окружности плеча при согнутом под прямым углом локте и напряжённом бицепсе в сантиметрах). «Трипачина» - трёхглавая мышца плеча - трицепс. «Широч» - широчайшие мышцы спины. «Грудуха» - грудные мышцы.
Уже на второй день к «качалке» стали подтягиваться наши первокурсницы. Завязывались знакомства. Начинался основной, романтический период, картофельной ссылки, и сельская дискотека, как его важная составляющая, оказалась как нельзя кстати…
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
НА ФОТО: 1 - (С КОСТЕЙ РАССОЛЬКО. ПЕРВЫЕ МЕСЯЦЫ ТРЕНИРОВОК. НАМ ПО 20). 2 - РЕБЯТА С НАШЕЙ "КАЧАЛКИ", СТУДЕНТЫ ГЕОГРАФО - БИОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА - (ВАНЯ СКРИПУНОВ И АНДРЕЙ ЛЕВЧЕНКО). 3- ЗАЛ ТЯЖЁЛОЙ АТЛЕТИКИ. ТРЕНЕР - ИВАН КУЛИЖНИКОВ В ЦЕНТРЕ. САША ШИЛКО - КРАЙНИЙ СЛЕВА.
ВИДЕО - 1 "КАЧАЛКА" 80 - ЫХ (89 - 90 г.) - ИЖЕМСКАЯ ВЕРСИЯ (ИГОРЬ КОЛЕСОВ, ВАНЯ АРТЕЕВ, САША КОНОВАЛОВ, АЛЬФРЕД ДУРКИН, АРКАША КАНЕВ) РОЛИК - ДМИТРИЯ БРАТЕНКОВА. 2,3,4,5 - ЛЮБИМЫЕ РОК -КОМПОЗИЦИИ НАШЕЙ "КАЧАЛКИ".
|