13:29 УРОК ДЛИНОЮ В ТРИДЦАТЬ ЛЕТ | |
(К ДНЮ УЧИТЕЛЯ) Чегодаева Александра Леонидовна Актированный день. Значит, буду вести уроки. Готово расписание, места для учеников. За мелками сбегала в «книжный». Деревянное, двухэтажное здание магазина. Полки, полки, полки. Книг много, но не так как в библиотеке. Папа их покупает, выписывает, подписывается на «толстые» журналы. Потом, когда он тяжело болел, их для него покупала я. Урок первый - чтение. «Ученики» читают по очереди. К нам пришли Пинягины, Булавкины, Хатанзейские, Перминовы. Смело стучу мелом по доске. Вывожу буквы, буквы складываются в слова, слова в предложения, предложения в рассказ - рассказ о жизни в школе. Под шум перемен, звонков на урок и с урока, тишины во время контрольных и экзаменов, весёлых вечеров и грустных прощаний со школой. А я остаюсь, остаюсь встречать новых учеников. И снова взгляды, руки, характеры, «трудные», «сильные». Другие, но всегда чем - то похожие на тех, кто сидел за этими партами совсем недавно. Они как будто ещё присутствуют. Так нелегко прощаться, но так интересно встречать. В этом году исполнилось тридцать три года. Тридцать три. Учителем, с самого начала и до сих пор в любимой Ижемской школе. А пока мы ученики. Петр Ефимович Терентьев не только учитель физики - он наш классный руководитель. «Ты должна идти на учителя» - это его слова. Вот так просто, «должна» и всё. Как часто мы ходили в походы! Играли в футбол прямо на поляне. Осенний лес, последние тёплые дни, но уже без комаров и практически нет мошкары. Картошка в золе, котелок с крепким чаем, фрикадельки в томатном соусе и снова футбол, «картошка», «Красное знамя ударное звено». «Ты должна идти на учителя» говорит мне Пётр Ефимович у костра. «Почему он всё время на этом настаивает» - думаю я и представляю себя преподавателем математики, или физики. Такой же, как они, мои любимые учителя, как представляла в детстве, когда мы играли в школу у нас дома. Валерия Трофимовна ведёт урок литературы. Читает в полголоса Пушкина. В классе тишина, хотя мальчишки у нас были хулиганистые. У Александра Сергеевича можно спросить обо всём. Мы слушаем и находим ответы на наши вопросы. Он отвечает неожиданно просто и коротко. Становится легко и немного грустно, но это светлая грусть. После уроков – литературный вечер. И снова с нами, благодаря учителю, Пушкин, Лермонтов, Маяковский, Блок. Как много у нас к ним вопросов, как радостно находить ответы, но как трудно бывает принять решение. Я поступила в педагогический институт, только через два года после школы. До этого в Перми выучилась на чертёжника. Поработать по специальности не успела. Так сложилось. 1985 год. Что - то кардинально начинает меняться в стране. Мы ещё не совсем понимает причин, и что же было не так, если приходится всё «перестраивать». У меня свои перемены. Вчерашняя студентка, теперь учительница физики в родной школе. Позади лекции, сессии, практика, госэкзамены. Практику проходила в Корткеросе и Сыктывкарской школе с математическим уклоном. 42 человека в классе. А до этого яркая на события студенческая жизнь. Кокой она еще может быть у члена студсовета! С куратором, Елизаровой Надеждой Григорьевной ездили по школам города. Проводили математические конкурсы, викторины, КВН. Это здорово помогло в моей дальнейшей работе учителем. В 1986-ом году родился Гриша. В феврале вышла в декрет, а уже в августе, по просьбе Веры Дмитриевны, вернулась на работу. С сыном сидел папа. И снова моим главным наставником стал Пётр Ефимович. Разбирал мои конспекты к урокам от «Здравствуйте», до «До свидания». Подробно разъяснял, в чём минусы и плюсы. По сути, открыл глаза на реальную, рутинную работу в школе. Это помогло при первом же серьёзном испытании. Представьте, молодой специалист, только начала работать и приказ провести открытый урок для учителей Ижемского и Усть – Цылемского районов. Двадцать учеников и двадцать восемь учителей! Справилась. После урока подошёл учитель физики из Усть – Цильмы и поздравил с почином, попросил конспект. Четыре года преподавала физику, но душа всегда больше лежала к математике, которую я и начала преподавать. Люблю этот предмет безумно. Год за годом. Выпуск за выпуском, которых было без малого шесть. Школьная жизнь… До сих пор готовлюсь к каждому уроку. Конечно сейчас легче, компьютеры, проекторы, но конспект должен быть обязательно. Такое правило, не смотря ни на что. Мы и предположить не могли, на сколько, всё изменится в техническом плане. Время другое. Но я, если можно так сказать осталась «фанаткой» семидесятых. Семидесятые для меня, это когда соседи как родственники. Когда в библиотеке, прежде чем сдать книгу и выбрать другую, рассказываешь краткое содержание прочитанного, а то и обсуждаешь его с библиотекарем. Счастье, когда тебя допустят до специального фонда, из которого дают книги главным «книгочеям». Это походы, пионерские костры, песни, школьные вечера. «Общественная работа» с подшефными первоклашками, когда я почувствовала: «Это моё!». Много помогала маме. Она работала телятницей. Это тяжёлый труд. Всегда удивлялась: «Когда она всё успевает по дому?». Тридцать лет учительского стажа. С первого рабочего дня в одной школе. Надо ли подводить какие - то итоги? Ещё в 2001 году получила звание «Почётный работник общего образования Российской Федерации». Являюсь учителем высшей категории. Это конечно помогает в работе, говорит о том, что ты состоялся, востребован, но не главное. Главное это то, что я каждое утро иду на работу с желанием. Преподавание является и моим увлечением, и делом и способом самореализации. И так день за днём. И если то, что я при этом чувствую, называется счастьем, то я счастливый человек. Вот такая история о жизни и работе в школе, Чегодаевой Александры Леонидовны, и её уроке математики, уроке, длиною в тридцать лет.
| |
Категория: Статьи Игоря Колесова | Просмотров: 2798 | |
Всего комментариев: 0 | |