Очередной инцидент или крупная авария? |
|
Очередной крупный аварийный разлив нефти на Верхне-Возейском месторождении (городской округ Усинск), похоже, стал новым поводом для восхищения деятельностью ЛУКОЙЛ-Коми. Официальные СМИ публикуют бодрые рапорты о том, как много людей и техники привлечено к уборке и как оперативно действует ЛУКОЙЛ-Коми – впору государственную награду давать! Однако далеко не всё так лучезарно на усинских просторах: об этом сообщают очевидцы.
Напомним: утечка нефти произошла из-за лопнувшего шва на нефтесборном коллекторе в районе КСП-56 ТПП «ЛУКОЙЛ-Усинскнефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми». К этому коллектору подходят выкидные линии с нескольких кустов скважин. В Комитет спасения Печоры об аварийном разливе сообщили 22 сентября вечером. Надо сказать, что утром 23 сентября министр природных ресурсов и охраны окружающей среды уже знал о ситуации. В этот же день на место выехала муниципальная комиссия, в состав которой отказались включить представителя комитета под предлогом отсутствия места в транспорте.
Усинский координатор Комитета спасения Печоры Валерий Братенков смог попасть на место разлива только в понедельник, 26 сентября, в составе плановой республиканской комиссии по приемке нарушенных и загрязненных нефтью земель и поверхностных водных объектов после проведения восстановительных работ (в состав этой комиссии по инициативе Минприроды Коми второй год подряд включаются представители Комитета спасения Печоры).
По словам Валерия Терентьевича, его предложение облететь на вертолете (по пути следования комиссии на объекты Нобель-Ойл) место свежего аварийного разлива, чтобы получить визуальное представление о площади и масштабах загрязнения, членами комиссии не было поддержано. Поэтому в этот день смогли посмотреть только «начало и конец» загрязненного участка, так что общую картину представить довольно сложно. Между тем от людей, работающих на уборке, можно было услышать самые разные цифры по площади загрязнения – и все они значительно превышали официально заявленные 3 гектара.
Об объемах. За пятницу и выходные дни, по официальным данным, было собрано и вывезено 16 кубов нефтесодержащей жидкости. В понедельник вечером официальные СМИ (БНК) сообщили о 17,4 кубометрах вывезенной НСЖ. Через сутки, во вторник, официальная цифра достигла 17,5 кубометров. Как соотнести эти данные с количеством занятых на уборке - со 173 работающими на сборе НСЖ, с 32 единицами техники и 8 единицами специализированного оборудования? Все они вместе собирают меньше куба в сутки?!
Между тем только в понедельник, по неофициальным свидетельствам занятых на уборке, было собрано и вывезено 4 машины НСЖ (каждая – не менее 10 кубов). При этом сооруженная на месте разлива огромная ёмкость диаметром около 10 метров на момент посещения комиссией была вновь заполнена на глубину не менее 1 метра. Примерный объем может высчитать любой школьник.
Ни для кого уже не секрет, что нефтедобывающие компании прилагают все усилия для того, чтобы по возможности скрыть факты нефтеразливов. Если же скрыть не удается, делается всё для того, чтобы квалифицировать случившееся как «инцидент», а не как аварийный нефтеразлив. В чем разница? В объемах разлитой НСЖ, то есть в масштабах загрязнения. А ещё в том, что в случае с «инцидентом» и речи нет об уголовном деле. Вот и на этот раз в публикации БНК от 27 сентября сказано: «На ликвидации инцидента задействованы 173 человека…», и т.д.
– Кстати, как инцидент квалифицировали и апрельский нефтеразлив в районе третьего моста через реку Колва, – говорит Валерий Терентьевич. – Официально там вылилось якобы всего шесть кубов. Получается, что эти шесть кубов целый месяц убирали несколько десятков человек…
Как оценят ситуацию на этот раз? Судя по официальной информации, очень похоже, что назовут очередным инцидентом. Значит, с ЛУКОЙЛ-Коми и тут – взятки гладки?..
Фото Валерия Братенкова
|