16:27 Николай Братенков: «Ситуация в ижемском районе будет обостряться...» (Часть II) | |
Автор: Анатолий ПолькинПродолжение. Часть I.
– А как складываются отношения с нынешней властью? Вы ведь в оппозиции…
– Да ничего подобного! Я готов сотрудничать с администрацией района, была бы польза! После выборов неоднократно встречался с новым руководителем администрации, предлагал свои услуги: немалое знание дел и направлений работы, особенностей уклада жизни ижемцев могли бы быть полезными. Увы, всё это осталось невостребованным... Единственный совет, к которому администрация прислушалась, это предложению нашего клуба «Гражданская инициатива» об организации пассажироперевозок в отдалённые сёла Припечорья в навигацию этого года. У новой администрации свои цели, и они, на мой взгляд, иногда расходятся с интересами населения. Да и методы у главы района и руководителя администрации очень уж своеобразные.
– Можно пример?
– Да вот возьмём хотя бы недавний отчёт о работе администрации за прошедший после выборов год. Будучи главой, я отчитывался ежегодно перед населением, депутатами. Заинтересованность сельчан, вопросы, обсуждение, предложения – не заметишь, как прошёл час, второй. А что имеем сегодня мы, избиратели? В районной газете «Новый Север» за 30 июня появился отчёт господина Норкина. Вроде бы все требования соблюдены: читайте, граждане, обсуждайте. Но по сути это – просто издевательство над людьми. Мало того, что шрифт такой, что даже с лупой не разглядишь написанное, так ведь это не отчёт, а какой-то перечень индексов оценки чиновников, вычисляемых самой администрацией. И ещё проценты выполнения, выведенные на основании чьих-то подсчётов. Понять что-то невозможно, а уж оценить этот «Отчёт эффективности и результативности деятельности руководителя администрации муниципального района «Ижемский» И.В. Норкина» не представляется возможным. Но…
Нелишним будет отметить, что отчёт на сессии вместе с утверждением занял всего… десять минут! А время обсуждения деятельности господина Норкина и его аппарата за год и вовсе может стать предметом гордости всей чиновничьей рати района (и даже рес-публики)! На это ушло «громадное» количество времени: одна минута и сорок секунд! Непременно нужно подать заявку на внесение этого факта в Книгу рекордов Гиннесса!
– Но, может, в районе и в самом деле всё прекрасно?
– Может, с точки зрения администрации, это и так, но у жителей есть масса вопросов, на которые ответа нет. Например, о том, почему целый месяц после ледохода не было нормального перевоза через реку Ижма? А в Заречье живёт пять тысяч жителей. Почему жители Ласты и Мошьюги (шестьсот человек) целый месяц были отрезаны от «большой земли» и жили как на острове? Или это не является заботой администрации, возглавляемой Игорем Норкиным?
А где находится новенький катер на воздушной подушке под названием «Марс», который администрация купила за большие деньги и обещала пустить ещё в июне, но не пустила даже в июле? А куда сдавать молоко сельским труженикам? Кто обеспечит население дровами?
Недаром же более полусотни человек 22 мая этого года пришли к крыльцу администрации района, чтобы задать неприятные вопросы руководству.Увы, об этих проблемах в отчёте ни слова, а на сессии эти вопросы не прозвучали. Видимо, у нас и в самом деле всё замечательно!
– Похоже, что общего языка вы с новой администрацией вряд ли найдёте. Или контакты всё же возможны?
– Я вообще думаю, что ничего невозможного нет. Однако думать, что в Ижме всё спокойно и народ будет терпеть бездействие или казусы чиновников – наивно. Ведь еще 2 февраля этого года более 80 человек в тридцатиградусный мороз выходили в Ижме на митинг против фальсификации выборов в районе. Даже в Ижме «Единая Россия» подкупала алкашей, и это подтвердил районный суд. Ситуация будет, наверное, обостряться. Создаётся впечатление, что пришедшая команда чиновников, получившая власть обещаниями, что «деньги лежат в республике навалом, да вот брать их некому, не умеют местные», пришла не для того, чтобы район расцвёл. К сожалению, ждать положительных перемен могут просто очень наивные люди. Поэтому необходимо принимать какие-то меры.
– Какие же? Готовить восстание – как в своё время большевики?
– Нет! Есть другой путь, законный, и по нему уже пытается идти часть депутатов райсовета. Досрочная отставка главы района и выборы нового, живущего и работающего в районе. И его помощников.
– А они, местные активные люди, есть? Ведь неспроста в районе появился господин Норкин, человек со стороны, которого, как утверждают злые языки, навязал вам лидер правящей партии господин Леонов?
– Ижемцы всегда славились предприимчивостью, своими делами и людьми. Север, практически бассейн реки Печоры, с давних пор осваивался именно тем самым народом «изьватас», у которого хватало и лидеров, и исполнителей.
– Но после драки кулаками не машут!
– Это понятно. Но когда людей ставят в безвыходное положение, не решая их вопросов, то они сами найдут выход.
– Это при нынешнем-то законодательстве? Вот в вашей же газете напечатано о том, что митинг даже не состоялся, а вашего редактора вызвали в суд! Можете объяснить, в чём там дело?
– Ситуация проста. Я предложил жителям Заречья прийти к крыльцу районной организации на встречу-собрание по вопросу неудовлетворительной организации переправы через реку Ижма. Знаете, кто первым обеспокоился этим вопросом? Администрация района! Только не решением проблемы как таковой. Господин Норкин отправил в прокуратуру и полицию жалобу на действия редакции «Веськыд сёрни» – за организацию незаконного публичного мероприятия. И что бы вы думали? Ещё до собрания на квартиру редактора явились помощник прокурора и участковый, которые потребовали написать объяснительную по предстоящей встрече. Потом пришлось посещать и полицию, и прокуратуру, давать пояснения. Начальник полиции даже предписание выписал.
– О чём?
– О, это тоже документ для Книги рекордов Гиннесса: там говорилось о том, что нельзя проводить митинги возле атомных станций и военных объектов. Мы, понятно, знали, что господин Норкин – «настоящий полковник» в прошлом, но что он с собой радиоактивные вещества привёз и хранит в своём кабинете – даже помыслить не могли.
– А если без шуток?
– Да какие шутки? В той же прокуратуре была жалоба на бездействие администрации по устройству той самой переправы. Ответа не было месяц, а потом заявителям сообщили, что вопрос неактуален: переправа заработала. Итог печален: на лицо два подхода – для простых граждан и для начальства. В первом случае реакция мгновенная, направленная на опережение: правонарушения ещё нет, только объявление написано, а инициаторов уже в прокуратуру и полицию вызывают. Во втором случае правонарушение (бездействие) длилось месяц, но мер не принималось ни со стороны прокуратуры, ни со стороны полиции. А потом нарушение закона списали «за давностью лет».
– Вы считаете, что со всем этим стоит бороться?
– Не бороться, а действовать. Под лежачий камень вода не течёт! Если новая команда начнёт решать вопросы населения, будем работать вместе. Пока этого нет.
– А может, вас толкает на всё это какая-то внутренняя обида? Ведь при вас, а вы почти 10 лет возглавляли район, развалились колхозы, Ижемский леспромхоз, Щельяюрская РЭБ, перестали летать самолёты в Ижму. Вы не чувствуете свою вину и ответственность за это? Хотя бы самую малую? Может, сейчас вам лучше помолчать, а не критиковать пришедшую из другого района власть, протянувшую руку помощи бедному Ижемскому району? Что скажете на это?
– Морально – да! Раз был во власти – виноват! И надо отвечать: почему в девяностые годы не давали зарплаты по шесть месяцев; почему совхозам-колхозам перестали давать дотации от государства, и лесному хозяйству, и пароходству? А нам тогда сказали: выживайте на хозрасчёте.
Вот откуда пошла вся разруха во всех республиках, областях, городах, районах? Помню одну встречу с высшим начальством Минсельхоза на курсах в Москве. Там были главы сельхозрайонов, областей, «житниц» России. Хоть и было боязно, задавал вопросы и выступил: без дотаций не выживем, дайте хоть беспроцентные ссуды сельчанам. Даже отвечать не стали!
А за то, что сделано администрацией района в то тяжёлое время, не стыдно. Хотя понимаю: сделано очень мало.
Когда поняли, что колхозы не удержать, организовали 15 молокоприёмных пунктов в сёлах и деревнях, за счёт «лукойловских» денег организовали беспроцентный кредит (беспрецедентный, кстати) частным подворьям на закупку сельхозтехники и скота. Всё под личную ответственность глав. Потом нашим опытом Минсельхоз РК просил поделиться на республиканском сельхозсеминаре. Присутствовавшие руководители предприятий нам аплодировали.
Нам повезло с главами сёл, потому что мы первыми в республике, не дожидась закона о выборах глав, провели широкомасштабные опросы населения и по их итогам назначили глав, уважаемых народом. То есть практически провели выборы глав всем населением...
Когда нас предупредили о закрытии аэропорта, мы отделились от Печорского АТП, взяли на себя ответственность по организации автомобильных пассажироперевозок по незаконченной Ираёльской трассе, сумели убедить глав, чтобы они взяли на себя ответственность за организацию автобусных перевозок от сельсовета до райцентра, сумели закончить работы по укладке асфальта на Ираёльской дороге. Добились, чтобы и посёлок Щельяюр был заасфальтирован. Приобрели катер «Иртыш» для Припечорья и «Хиус» для перевозок пассажиров в посёлок Том. Сумели в далеко не лучшее время построить практически бесплатно (рассчитались через год) наплавной мост через Ижму – осуществили вековую мечту ижемцев.
Двинули вперед здравоохранение района, построив по евростандартам больницу на 60 коек, достроив заброшенный строительством 24-кв. дом для врачей и учителей в райцентре. Благодаря работе администрации Красноборского сельсовета и администрации района добились финансирования строительства Диюрской школы-сада.
Немалую роль сыграла администрация района и в строительстве здания «Ростелекома». При нас появилась в районе мобильная связь.
Мы заключили договор партнёрства с «ЛУКОЙЛом», доведя ежегодную помощь району от одного до 10 миллионов рублей, за счёт чего нам удалось сдвинуть с места решение разных проблем.
Уж не буду много говорить о возобновлении праздника «Луд» и отличном конкурсе за чистоту в селе, когда активнейшим образом начали следить за чистотой улиц, стали красить дома, приводить в порядок улицы, заборы, кладбища.
На Ираёльской трассе поставили шлагбаум, организовали общественность на круглосуточное дежурство совместно с милицией против своих же коммерсантов, ввозящих в район «левую водку» (суррогаты). Даже московское телевидение показывало борьбу народа с «левой водкой» в Ижме.
– Это всё положительный опыт. Но были, наверное, и какие-то огрехи?
– Были и ошибки, конечно. К примеру, по инициативе «зелёных» добились закрытия сплава древесины по Ижме, а обещанную правительством дорогу для вывоза древесины не построили. Это сыграло свою отрицательную роль, ускорив закрытие леспромхоза. Что тут скажешь? Утешаю себя тем, что не делает ошибок только тот, кто ничего не делает...
Считаю, что сегодня не стоит говорить об обидах, они проходят быстро. Я здесь родился, живу и хочу, чтобы правнуки мои жили здесь и справно. И не поминали лихом...
| |
Категория: МОД "Изьватас" | Просмотров: 1981 | |
Всего комментариев: 4 | ||||
| ||||