Миян Ижма медся дона

Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Главная » 2016 » Июнь » 16 » На шлюпке до Москвы
11:41
На шлюпке до Москвы

Такие грамоты получили все участники похода.

Шестеро вышли в путь

Напомним, что 1936 год вошел в историю Ижемского края двумялегендарными переходами. Первый из них – это лыжный поход Щельяюр – Москва, который стартовал 1 января 1936 года и продлился полтора месяца. Его участники – пять печорских речников прошли на лыжах около двух с половиной тысяч километров. Летом того же года в столицу СССР отправились шесть стахановцев затона Щельяюр. Поход на двухпарной шлюпке был посвящен 15-летию Коми автономной области и открывающемуся десятому съезду Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодежи.

Руководил комсомольским походом помощник начальника Щельяюрской школы фабрично-заводского училища по учебно-производственной части 28-летний Пантелеймон Лемзаков. В одиннадцатилетнем возрасте он стал одним из самых молодых участников гражданской войны на Севере. Юнга Лемзаков в составе отряда моряков освобождал Архангельск. В 1921 году он демобилизовался и направился учиться. В 1925 году он уже организовывал пионерские отряды в Айкино и занимался физвоспитанием пионеров. В 1928 году его направили работать в Щельяюр.

В состав экипажа шлюпки вошли работники затона и школы ФЗУ: политрук и комсорг похода 22-летний техник-плановик Николай Фотиев, первый боцман похода ученик-отличник судомеханического отделения школы ФЗУ 18-летний Давид Болотников, второй боцман похода масленщик-токарь 18-летний Александр Федосеев, 28-летний завхоз похода, котельщик пятого разряда, стахановец Семен Чупров, повар похода, второй помощник механика 22-летний Александр Канев.

Известный в республике журналист Томас Семяшкин в своей статье, посвященной династии печорских речников Федосеевых, отмечал, что подбор команды был строгим. «Выбирали самых-самых из числа комсомольцев, ударников производства, отличников учебы, смелых, мастеров на все руки, лучших спортсменов-физкультурников».

Шлюпку, которую построили в своей мастерской учащиеся ФЗУ Щельяюра, назвали «Вымпел» (в честь Всероссийского спортивного общества). Речное судно строили под личным руководством Пантелеймона Лемзакова. Шлюпку оборудовали парусом, веслами для четырех гребцов и компасом. В носовой части лодки имелся защищенный от непогоды отсек для хранения вещей и продуктов: в путь взяли запасы керосина, снасти для охоты и рыбалки.

Маршрут экспедиции разработали так: около восьмисот километров вверх по Печоре до реки Волосницы. По ней подняться еще сорок километров. Волоком по суше выйти на приток Камы – реку Вогулку. Далее по рекам Березовка, Вишерка, Колва до реки Камы. По Каме спуститься до Волги. Вверх по течению Волги добраться до города Горький (ныне Нижний Новгород). От него по реке Оке – до устья Москвы-реки. Пройдя вверх по течению Москвы сто семьдесят шесть километров, выйти к столице Советского Союза. Маршрут был сложным: на первых этапах проходил по малоисследованным местам, часто приходилось плыть против течения.

На борту «Вымпела»

Управление Печорского пароходства в те годы находилось в Усть-Усе, поэтому шлюпку доставили на пароходе туда. В день отправления – 12 июня 1936 года – в село прибыли представители всего Печорского края. В газете «Водный транспорт» (16 августа 1936 года) так описываются проводы экспедиции: «В комнату политотдела вошли комсомольцы – участники шлюпочного перехода. Загорелые, в спецкостюмах, с белыми зюйдвестками в руках, они скромно уселись на стульях. Здесь их ждал заместитель секретаря Коми обкома комсомола товарищ Душин. Он расспросил участников перехода о подготовке, ясно ли они представляют цель перехода, сознают ли они всю ответственность порученного им дела? В заключение беседы товарищ Душин сказал: «Поход на такое большое расстояние в Коми области совершается впервые. И поэтому он должен быть образцовым. Помните, что вы, представители Ленинского комсомола, отвечаете не только за форму, но и за содержание похода. Поход этот должен войти как одна из славных страниц в историю Коми области.

Перед вами большие трудности впереди, но я вполне уверен, что вы с возложенными на вас задачами справитесь».

Путевого дневника этого похода не сохранилось, но по страницам газетных публикаций можно восстановить события того времени. Летом 1936 года многие газеты печатали информацию о речном походе – самые подробные публикации были в газете «Печорский водник». Ее редакция периодически получала телеграммы и радиосводки от капитана похода, печатала на своих страницах информацию о прохождении маршрутных пунктов.

По пути в Москву участники похода встречались с населением в каждом крупном селе и поселке. Они выступали с лекциями и беседами, знакомили жителей с Печорским краем, историей пароходства, с новостями и достижениями Коми края.

В год 60-летия похода Томас Семяшкин записал воспоминания одного из участников похода – 78-летнего Александра Федосеева. «Не забыть тот день 12 июня, – рассказал ветеран, – выдался он тихим и солнечным. В то время Усть-Уса была многолюдной. Казалось, что все село высыпалось на высокий берег реки. Провожающих хватало и у самой шлюпки.

Состоялся митинг, на котором выступили начальник Печорского пароходства Сорокин, начальник политотдела Самойлов и секретарь окружкома ВЛКСМ Филиппов. После митинга и напутственных слов под свистки катеров и буксиров мы отчалили от берега, налегли на весла и стали грести вверх по Печоре. Ни дуновения ветра. Погода не помогала нам и дальше. Всю Печору пришлось преодолевать на веслах против течения. Парус висел без надобности. Хотели попасть Волосницей на Вишеру, но опоздали, вода спала. Пришлось от Якши идти волоком старым Чердынским трактом. Семьдесят километров до Колвы лодку тащили волоком с помощью лошадей. Вышли на Колву, дошли до села Петрицево. Дальше плыли по Колве, Вишере и Каме. На Волге пришлось поднапрячься – плыли против течения. Потом долго поднимались по рекам Ока и Москва. Всего плыли по семи рекам и 4005 км прошли за 69 суток. За сутки проходили почти шестьдесят километров. Так как поход был приурочен к 15-летию Коми области, то пришлось спешить. Конечной цели нужно было достигнуть 22 августа. В столицу приплыли 19 августа, но заблудились. Попали не то в шар, не то в старицу. Потеряли два часа, потом заметили и вернулись. Смотрим: на полуглиссере плывут и ищут нас. Ох и много людей собралось на речном вокзале. Было что-то наподобие митинга. Нас завели в ресторан, потом отвели в наркомат транспорта. На душе было светло. Попали с корабля на бал. Пришли в наркомат, нас завели к наркому. Он поздоровался со всеми за руку, похвалил, а потом заметил, что у нас ветхая и грязная одежда. Нас сразу же отвели на склад наркомата и выдали новую форму. Словно на парад готовили. Потом в ГУМе всем купили новые костюмы. Начались бесконечные приемы в отделах наркомата, спортклубах, ЦК профсоюзов, беседы о походе». Действительно, в Москве было организовано множество различных приемов в честь героев-щельяюрцев.

С наградой из Москвы

В столице СССР печорские речники провели месяц. Спортивному обществу «Вымпел» на расходы по приему участников перехода было выделено 7700 рублей. А шлюпку со всем снаряжением пришлось оставить московскому спортобществу. Домой печорские водники добирались уже через Архангельск.

1 сентября 1936 года вышло постановление Президиума ЦК союза рабочих речного транспорта, в котором «за выдержку и настойчивость» объявили благодарность всем участникам шлюпочного похода, и наградили ребят грамотами ЦК профсоюза работников речного транспорта и именными часами. Благодарность также объявили председателю Печорского баскомреча товарищу Бобыку (за организацию двух – зимнего лыжного и летнего шлюпочного – походов).

Позднее все участники похода защищали Родину в Великую Оте-чественную войну. В 1955 году Пантелеймон Лемзаков стал первым директором Сосногорской школы ФЗО (затем СГПТУ-9), где и проработал до выхода на пенсию в 1962 году. За три года до этого, в 1959 году, он вместе с учениками проплыл по Печоре и ее притокам в Нарьян-Мар – две с половиной тысячи километров они преодолели за пятьдесят дней. Речной поход 1936 года вошел в историю Ижмы. В этом году к его юбилею в Ижемском районном музее собрали материал об участниках похода.

Артур АРТЕЕВ

Пантелеймон Лемзаков в послевоенные годы.

Пантелеймон Лемзаков
в послевоенные годы.

Шлюпочный поход в 1936 году совершили также студенты ЛКИ.

Шлюпочный поход в 1936 году совершили также студенты ЛКИ.

 

 

 

 

 

 

В 1930-е годы лозунг «Выше, дальше, быстрее!» звал покорять пространства и устанавливать новые рекорды, поэтому самыми популярными видами спорта стали эстафетные переходы: лыжные зимой, конные, вело-, авто– и шлюпочные – летом. Так, в 1936 году был совершен шлюпочный переход из Балтийского в Черное море. Восемь студентов Ленинградского кораблестроительного института на шестивесельном яле прошли по маршруту Ленинград – Николаев (2700 км) за 23 суток.

http://respublika11.ru/category/society/

 

Категория: Из истории | Просмотров: 2070 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]