Серьезной проблемой многих российских губернаторов, претендующих на второй срок, является так называемая «усталость электората». Избиратели, как школьники на уроках, с восторгом ждут перемены. Перемены к лучшему. Желательно — решительной и мгновенной.
Врио главы настроен весьма воинственно…
По здравому рассуждению, эти светлые надежды, конечно, наивны. Путинская вертикаль власти устроена так, что возможности глав субъектов Федерации весьма ограничены. Нельзя устроить счастливую жизнь в какой-либо отдельно взятой губернии. Все, что по-настоящему важно для простых людей — пенсии, зарплаты, налоги, тарифы, цены — это компетенция федерального центра.
Кроме того, сегодня даже самый скромный российский обыватель, как каторжник к ядру, привязан к курсу доллара и баррелю нефти. От этого мы зависим гораздо сильнее, чем от всех региональных министров вместе взятых.
Это были «цветочки»
Но до Москвы далеко. До Нью-Йоркской фондовой биржи — еще дальше. Реально мы можем повлиять только на местную власть, от которой, впрочем, тоже многое зависит. Ведь даже при общих для Федерации «правилах игры» есть немало регионов, где коррупция достигла совсем уж неприличных масштабов, а уровень социального самочувствия — критической отметки. Недавняя отставка брянского губернатора, а ранее и новосибирского — яркие тому примеры. Центр был вынужден пойти на эти экстренные меры, дабы не допустить позорного провала на выборах региональных представителей «партии власти».
Вячеславу Гайзеру в этом смысле ничего не грозит. Он считается эффективным главой, а Республика Коми на протяжении последних четырех лет занимает достойные позиции по основным социально-экономическим показателям.
Но это не значит, что у жителей Коми нет претензий к властям — республиканским и муниципальным. Они, конечно, есть, и список их весьма широк: от состояния дорог, переправ, мостов до низкого качества медицины и проблем сельской глубинки.
За все это, по большому счету, отвечает лично губернатор. До сих пор г-н Гайзер в целом справлялся. Во всяком случае — в границах своих возможностей. Но вопрос в том, хватит ли ему сил на новый срок. Откроется ли у этого 47-летнего управленца «второе дыхание», дабы пробежать в таком же темпе еще одну пятилетку?
Тем более что задачи главы Коми (кто бы ни сел в это кресло после 14 сентября) в ближайшей перспективе значительно усложнятся. Это связано и с общей экономической ситуацией в стране (россиянам, похоже, придется затянуть пояса), и с тем, что Центр передает на места все больше полномочий, не подкрепленных финансовыми ресурсами. Тощие бюджеты регионов уже трещат по швам. Но и это, как утверждают независимые эксперты, пока только «цветочки»…
В общем, времена впереди трудные. На старых колесах, по инерции, катиться теперь можно только под горку. Опытный Гайзер, судя по всему, это осознает. Иначе не замахнулся бы на серьезную реформу региональной власти.
«Цена вопроса»
О самой реформе заговорили еще в прошлом году. В частности, о том, что в Коми появится новый орган — кабинет министров. Однако конкретной информации о будущей структуре республиканской власти, а уж тем более — персоналиях и грядущих отставках в прессу не поступало. На сегодня это, пожалуй, главный секрет Желтого дома, в который посвящено лишь несколько человек.
Почему же губернатор не бросил на стол эту козырную карту? Тем самым он потрафил бы той части электората, которая ждет перемен. Это был бы эффектный ход: накануне голосования объявить об увольнении ряда непопулярных чиновников.
Кстати, в декабре 2001 года многоопытный Юрий Спиридонов проиграл схватку за кресло главы Коми отчасти еще и потому, что не захотел вовремя избавиться от нескольких одиозных членов своего правительства, отвечавших за бюджетную сферу. Если бы он убрал тогда эти фигуры со своей предвыборной доски, то получил бы дополнительно голоса тысяч бюджетников. Как минимум — те самые 5 процентов, которых ему не хватило для победы. Такова была «цена вопроса».
В ноябре 2001-го, за месяц до «дня Х», Юрий Алексеевич сказал в интервью «Трибуне»: «Я и сам собирался их уволить. Но сделаю это не под давлением популистов, а только после выборов». Увы, «старый зубр» просчитался…
Вячеслав Гайзер не скрывает, что Спиридонов для него — образец для подражания, и, похоже, повторяет ошибку своего учителя.
Но ошибка ли это? Предвыборный расклад сегодня разительно отличается от того, что был 13 лет назад, во время знаменитого противостояния «Торлопов — Спиридонов». Тогда чаши весов колебались. А сейчас они застыли, как мертвые.
Кроме того, Гайзера не назовешь тертым политиком — для него это первые прямые выборы. Суховатый, застегнутый на все пуговицы врио главы, вероятно, считает неудобным делить шкуру неубитого медведя — до 14 сентября объявлять состав нового правительства. Чего, кстати, не скажешь о его конкурентах — те не стесняются делать подобные заявления.
Впрочем, молчание Гайзера можно объяснить и вполне практическими соображениями. Есть ли резон сейчас говорить о замене, например, нескольких глав муниципалитетов, если на них завязана организация выборов в городах и районах? После такого известия мэр может попросту уйти в запой и «забьет» на все — и на выборы, и на подготовку к зиме…
Между тем Гайзер кровно заинтересован в том, чтобы выборы прошли организованно. Четко, гладко и без скандалов, связанных с манипуляциями на избирательных участках. То есть совсем не так, как это было во время думской кампании-2011, когда «Единой России» натягивали проценты. Дело в том, что установка Москвы нынче другая: никаких вбросов и фальсификаций. Сейчас Центр хочет заполучить объективные данные о степени доверия главам регионов. Чтобы потом не получилось как с тем же брянским Николаем Дениным — того протолкнули на предыдущих выборах, но в итоге губера все равно пришлось снимать.
Другими словами, Гайзеру нужна чистая победа. Выиграть убедительно и без каких-либо подтасовок.
Дамоклов меч
То, что Гайзер молчит по поводу грядущих перестановок в эшелонах власти Коми, — это его личное дело. Мы же со своей стороны рискнем сделать некоторые прогнозы.
Сразу оговоримся, что у «Трибуны» нет доступа к инсайдерской информации, которая нередко сливается в подконтрольные Желтому дому СМИ. Поэтому мы можем основываться только на косвенных данных, а также на сведениях из неофициальных источников.
Итак, республиканскую власть (естественно, под общим руководством главы РК) планируют разделить на два блока — политический и хозяйственный. Что, по замыслу устроителей реформы, устранит дублирование и позволит добиться четкого разделения управленческих функций.
Политический блок (администрирование, идеология, кадры, СМИ и т. д.) возглавит вице-губернатор. Это будет Алексей Чернов, нынешний первый заместитель главы Коми, который и раньше занимался теми же вопросами.
Первый заместитель губернатора станет теперь и единственным. Остальные замы уйдут в правительство в ранге заместителей председателя кабинета министров.
Наверняка покинет свой пост руководитель администрации главы РК Лилия Опарина. Она переместится в Москву на позицию Валерия Коробова — представителя региона при Президенте РФ. Валерий Иванович, вероятно, собирается на пенсию.
Заместитель Опариной — Анатолий Родов (он сидел в Желтом доме еще при Спиридонове), по нашим прогнозам, сохранит портфель. А вот другой чиновник «политического блока» — начальник Управления информации Павел Марущак — уже давно пакует чемоданы. Его «сватают» в качестве советника калининградского губернатора. К вящей радости местной журналистской братии, готовой послать Марущака не только в Калининград, но и еще дальше. Его место, по слухам, займет «замша» — Наталья Виноградова.
Но самые серьезные перемены мы прогнозируем в социально-экономическом блоке — министерском. Будущий кабинет министров возглавит кто-то из технократов. Скорее всего — один из нынешних замов главы: Владимир Тукмаков или Александр Буров.
Вероятно, лишатся своих должностей руководитель Минздрава Ярослав Бордюг, министр природных ресурсов Юрий Лисин, министр культуры Артур Рудольф и министр экономического развития Антон Фридман.
Лисина, очевидно, заменит Роман Полшведкин, Рудольфа — Марина Андреева. Остальные позиции нам не известны, как не ясна и судьба еще одного возможного отставника — министра образования Владимира Шаркова.
«Под вопросом» пока и Валерий Кучерин — министр архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК. В этой должности он недавно — поэтому, возможно, ему дадут дополнительное время, чтобы проявить себя.
Галину Габушеву, руководителя Миннаца, «усилят» новым замом — Виктором Шведовым (ныне — сотрудник администрации главы РК), но оставят на месте. Останется и столь любимый журналистами Лукич — министр сельского хозяйства Сергей Чечеткин. Компанию ему составит, вероятно, и «сохраненный» Андрей Самоделкин, руководитель Минпрома. Наверняка не подвинут и таких начальников агентств, как Илья Семяшкин (соцразвития) и Ирина Брагина (СМИ) — она, кстати, супруга одного из конкурентов Гайзера на выборах.
Среди отставников могут оказаться и пять глав муниципалитетов, а также большая группа чиновников «второго эшелона».
И наконец, еще одна важнейшая новация: с высокопоставленными чиновниками будут заключаться контракты сроком на 1 год. Эти 12 месяцев станут своего рода дамокловым мечом над каждым чиновничьим креслом. Для «касты неприкасаемых» — это неприятный сюрприз.
Планы, что, по нашим сведениям, вынашиваются в администрации главы и, вероятно, будут обнародованы сразу же после выборов, свидетельствуют о том, что Вячеслав Гайзер крайне недоволен работой своих подчиненных. И последней каплей, возможно, стали те жалобы, которые поступали с мест во время предвыборных поездок «главного кандидата» по городам и районам Коми. Гайзер, видимо, окончательно понял, что исполнительная власть работает недостаточно эффективно и поэтому нужны жесткие, решительные меры — не просто ротация кадров, а перетряска всей чиновничьей верхушки.
Владимир СУМАРОКОВ.
http://www.tribuna.nad.ru/