18:08 Н. Братенков. Мост. История | |
Автор Николай Братенков Мама рассказывала мне, что в 1948 году они с моим отцом жили в Гаме. Терентий Братенков каждый день, как многие, ходил на работу в райцентр, переправлялся через реку Ижма на большой лодке вместимостью около сорока человек. Мужчины гребли на 4 веслах по два человека. Но в тот майский день, когда лодка еще была возле берега, поднялся ветер и сдул головные уборы у отца и у женщины из Бакура на берег. Оба они выпрыгнули из лодки ловить свои шапки. Лодка отчалила, их не дожидаясь. В середине реки лодку настиг небывалый смерч, перевернувший тяжеленный шняг с людьми. Люди в ужасе хватались в воде за тех, кто умел плавать, и погибали вместе. Погибло 28 человек. Больше половины - молодежь до 25 лет. Спаслись лишь 12 человек. Моего отца спас лишь случай. Через полтора года после этого трагического дня родился я. Рассказ мамы врезался в память: ведь мог не родиться на свет, если б ветер не снес шапку с головы моего будущего отца. Когда стал работать в администрации района, как-то поделился идеей с Виталием Федоровичем Каневым, человеком авторитетным в районе, бывшим председателем райисполкома, что нужен наплавной мост через реку. Он покачал головой и сказал: "Я бы не решился на такое, но думай сам". Зато Борисов Роберт Николаевич, замглавы по промышленности и строительству, от души поддержал идею строительства моста. Живя в Бакуре, работая много лет в Ижме, он знал все прелести перевоза на лодке. Рассказывал, как однажды осенью в конце рабочего дня, катер "камбала", перевозивший на своей палубе зареченских, заглох посередине реки. При пронизывающем ветре, дожде и в темноте катер отнесло до д. Константиновка. Он, строитель, так же понимал, что рассчитывать на дорогостоящий железобетонный мост Ижме резона не было и вряд ли будет. Борисов Р.Н. Предложил ему поискать и съездить, где есть наплавные мосты, посмотреть своими глазами и обмозговать вместе идею. Он съездил в несколько командировок, а затем вышел на Моисеенкова Виктора Викторовича, бывшего начальника Щельяюрской РЭБ, работавшего тогда главой Печорского района. Тот посоветовал посмотреть небольшой наплавной мост в Печорском районе, построенный недавно из двух малых барж через маленькую речку и познакомил Борисова со строителями моста во главе с В.Ведрицкасом. Тот порекомендовал обратиться к военным строителям, построившим наплавной мост через р. Обь. Списались, попросили проектные чертежи, ориентировочную стоимость. Военные строители заинтересовались нашими предложениями, у них как раз не было работы. Мы с Робертом Николаевичем уже не с пустыми руками поехали в столицу, на прием к председателю правительства Коми В.И. Худяеву. Худяев В.И. Вячеслав Иванович, человек дотошный, выпытывал у нас все подробности и после часовой беседы сказал: "Ладно, идите к моему заму по строительству Бибикову Вячеславу Сергеевичу. Если он даст согласие, то быть Вашему мосту". В. С. Бибиков Вячеслав Сергеевич допрашивал нас больше часа и ... дал согласие. Работа завертелась. В Печорской РЭБ мы нашли 1000-тонные баржи. Ануфриев Олег Николаевич, бывший начальник отдела технического контроля Щельяюрской РЭБ, директор Щельяюрского училища, съездил и провел тщательный осмотр этих барж. Он и потом, не считаясь со временем, бесплатно постоянно помогал нам советами, ездил в командировки, связанные с мостом. Получили согласие от проектантов на эти баржи, и дело пошло. Пока проект делался, нам удалось убедить Печорское пароходство отдать баржи с оплатой после установки моста. Тогда руководители предприятий, да и чиновники, были честнее, порядочнее и доверяли друг другу больше. Слово руководителя имело вес. Весной 1998 г. по большой воде их доставили в Ижму под мое честное слово. Ануфриев О.Н. Бригада Виктора Ведрицкаса из Печоры провела сварочные, подготовительные работы на баржах за лето. Часто приходилось самому работать вместо мастера, быть доставалой и организатором работ. Осенью приехал полковник в отставке из Москвы, ответственный от проектантов за правильную установку моста. 14 сентября 1998 года при большом стечении народа из Ижмы и заречья состоялось торжественное открытие. В Ижму приехали Худяев В.И., Моисеенков В.В. О борт баржи наплавного моста, как при спуске судна на воду, была разбита бутылка шампанского. Священник освятил мост, Вячеслав Иванович разрезал ленточку, и на встречу друг другу толпой на толпу пошли много радостных людей со стороны Ижмы и со стороны заречья. Многие зареченцы были нарядно одеты, пели песни. Две большие группы ижемцев повстречались в середине моста, радостно обнимались, целовались, поздравляя друг друга. Мост объединил заречье и Ижму. Герцен Александрович, журналист районной газеты, сказал на радостях: "Поставим тебе памятник от зареченцев на том берегу. Заслужил". Отшутился: "Упаси боже, я еще живой и еще пожить хочу". И никто в тот радостный момент не думал, какие трудности поджидают мост с первой же навигации. В середине реки баржи моста по проекту удерживались якорями. Но надо же: в ту же осень проливные дожди подняли уровень воды до паводковой высоты. Баржи вместе с якорями стащило по течению. Из-за напора воды поставить мост снова не удавалось, хотя ежедневно с утра до темноты мы выполняли все приказы полковника. Он хоть и держался бодро, но был похож на генерала, проигравшего войну. В отчаянии он предложил: "Все! Пошли в церковь, креститься. Осталась только одна последняя надежда!" Поехали к батюшке. Он нас крестил. Назавтра мост удалось поставить. С тех пор я, заядлый безбожник, верю в бога. Правда, в церковь не хожу. Не согласен с каноном православия, что любая власть от бога и ей нельзя противиться. Еще большая трагедия произошла при весеннем ледоходе. При строительстве моста денег на дамбу из бутового камня району не выделили, сэкономили, а песочную дамбу, за которой стояли баржи, смыло, как языком слизало. Ледоходом баржи унесло. Мы наблюдали, как 32 мм стальные тросы лопались с шумом выстрела, брызжа искрами, которые были видны с другого берега. Началась эпопея спасения барж. Очень помог В. И. Худяев. Сказал: "Братенков, заварил кашу, - расхлебывай. Деньгами поможем. Федорова и Михайлова пошлю на помощь". Одна баржа затонула между Сизябском и Черноборском, две баржи застряли ниже Константиновки, потом их снесло дальше. Четвертую баржу возле Краснобора начало нести течением к берегу, жители быстро нашли веревку, и как только баржа подошла, накинули на кнехт петлю, и Петр Афанасьевич Федоров, зам ген. директора дорожного департамента, главный инженер дорожного департамента Евгений Иванович Михайлов, Канев Яков Васильевич, работавший тогда начальником сельхозуправления, я и несколько жителей с. Краснобор попытались удержать1000-тонную баржу и привязать к заборам на берегу. Это удалось нам сделать. Просто как в сказке. Пятую баржу прибило к берегу уже около с. Усть-Ижма. Петр Афанасьевич и Евгений Иванович добились, чтобы нам выделили мощное судно из Печоры. Пароход прибыл довольно прытко, быстро. Он хоть и с трудом, но отбуксировал три баржи в курью выше Ыргеншара. Там нужно было в полевых условиях, близких к фронтовым, срочно отремонтировать и успеть по большой воде поднять баржи до Ижмы и поставить мост. Здесь большую помощь в организации спасения и ремонта оказал, покойный ныне, Владимир Васильевич Терентьев. Бывший капитан и работник РЭБ, будучи уже на пенсии, он бескорыстно и бессменно дневал и ночевал на баржах, учил работников ДРСУ навыкам ремонтных работ с баржами в аварийном режиме. Кислород, металл и т. д. - все что нужно было для ремонта, находилось оперативно, быстро. Помогали все, как могли и чем могли: "Берите, берите, - потом разберемся". Как на войне.
В.В. Терентьев Денно и нощно руководили ремонтом механик ДРСУ Александр Иванович Рочев, главный инженер ДРСУ Анатолий Сергеевич Елезов.
А.И.Рочев Елезов А.С. Помню: молодой рабочий ДРСУ Канев Анатолий Михайлович как заправский матрос нырял в ледяную воду под баржу, чтобы закрыть большую пробоину парусиной и откачать из трюма воду.
Канев А.М. Всего и всех не описать. Вячеслав Иванович слово сдержал: деньги выделял, ведь тогда зарплаты задерживались, а мы платили рабочим вовремя, рассчитывались за материалы. Люди работали на совесть круглые сутки. 12 июня в честь дня России по телефону доложил В. Худяеву, что мост поставлен. Мост родился второй раз. Не могу еще не сказать о двух ижемцах, сыгравших хорошую службу мосту. Мост по проекту должен был держаться на якорях. Но скоро стало ясно, что на нашей реке с ее буйным характером никакими якорями его не удержать. Что же делать? Советовался с проектантами, инженерами, специалистами РЭБ. Но тщетно. А подсказал и обосновал простой выход из ситуации водитель ДРСУ Николай Александрович Чухно. Он предложил после ледостава по углам ледовой площадки опустить вертикально до дна четыре бревна и приморозить ко льду, за зиму утолщать лед на площадке, наморозив площадку слоями древесины, на это сооружение загнать сваебойку и забить группу железобетонных свай или труб нефтепроводов метров на пять - шесть в дно реки и привязать мост тросами к этим мертвякам. Так мы и сделали. Просто и красиво. Но не по проекту. Риск был. А если сваебойку утопим? Да не дай бог еще с трактористом? Но не утопили. А ошибку проектантов с высшими образованиями поправил толковый водитель Николай Чухно.
Чухно Н. А. Много труда и забот вложил в содержание моста Артеев Леонид Антониевич. Артеев Л.А. С раннего утра до позднего вечера он, как на бессменной вахте, на мосту: откачать воду, заменить трос, выровнять уровни барж, отремонтировать деревянный настил. Если что-то не ладилось, он упорно добивался своего. Сперва шел к механику, не получалось - к инженеру, не получалось - к начальнику ДРСУ, а если и тот не решал проблему, то звонил главе района. И недостатки устранялись. Потом при "заезжем" руководителе района его два раза обманули с обещанной зарплатой, и он уволился. "Дело не в деньгах, дело в совести", - сказал он мне на мои уговоры остаться на работе. А перипетии с мостом шли дальше. Была тогда же попытка сдать мост обратно на баланс дорожному департаменту под благовидным предлогом, что финансирование из Республики будет лучше. Такое обращение к правительству РК должна была принять"послушная" районная общественная организация "Коми войтыр". Хорошо, что нашелся честный чиновник, болеющий за район, и предупредил меня заранее об этом. Поняв, что затевается, пошел на районную конференцию. Удалось убедить делегатов конференции не принимать это обращение. Ведь, окажись мост на балансе у департамента, его быстро бы закрыли по формальным причинам. К примеру, из-за несоответствия проекту. Поняв хитрость затеи, делегаты дружно проголосовали против этого обращения. Потом, не мытьем так катаньем, руководство района, не желающее понимать наши нужды, решило поменять мост на паром. Об этом совершенно случайно узнал на сессии райсовета: руководитель администрации района поднял вопрос по продаже барж моста на металлолом. Надо было опять спасать мост. Но как? Объяснил ситуацию учителям Анатолию Семеновичу Каневу из Сизябска и Василию Григорьевичу из Мохчи. Решили, надо довести эту информацию до жителей заречья и выразить протест власти. А.С. Канев В.Г. Канев Помню, как общественные организации заречья (советы ветеранов, женсоветы, коммунисты) живо откликнулись на призыв этих учителей встать на защиту моста. 500 человек с заречья от д. Щель до д. Черноборск приехали, пришли на митинг протеста против замены моста на паром. Руководитель района не посмел прийти на эту встречу с зареченцами.
Лишь тогда руководство Республики поняло характер ижемцев, твердость в отстаивании своих прав, прислушалось к гласу народа. Паром, так и не доплыв до Ижмы, благополучно уплыл в другой район. А мы еще долго разбирались с "непонятками" нового моста, обещанного нам правительством после митинга. Новый мост готовы были сделать печорцы в Республике Коми, разговаривал с ними. Готовы были изготовить рядом в Котласе, соседи из Архангельской области. Но странно. Выиграл конкурс далекий и непонятный Рыбинский завод сельхозмашин и механизмов. Деньги ушли туда насовсем, а новый мост пришел оттуда не совсем, а частично. На этом все застопорилось. Кто и с кем поделил эти деньги в смутное время перехода от строительства коммунизма к воровскому пещерному капитализму, по сей день неизвестно. Власть же до сих пор играет с зареченцами в свои игры, как прежняя, так и нынешняя: кормит обещаниями. А на деле от моего имени кто-то пишет письма Генпрокурору России Чайке, чтобы тот запретил работу наплавного моста. Хороша задумка: голова не будет болеть у власти от забот, а спишут вину на пенсионера. До сих пор власть "не нашла" этого писаку, хотя кто эта особа – догадались давно и многие. Такое, наверное, может сделать только не совсем адекватный человек. Ну да бог с ним, главное, – лишь бы мост работал. Даже Чайка, наверное, понял, насколько нужен мост ижемскому заречью. Менее, чем через год, 10 сентября будет 20 лет, как наплавной мост объединил заречье с "большой" землей. Будем встречать этот юбилей со старым мостом или с новым, или без обоих, - пока одному богу известно. Коммунизм нам Хрущев и Брежнев обещали, новый мост Гапликов тоже обещал. Только вот первые не успели, почили в бозе. Успеет ли второй? А 19-летний опыт работы с мостом показал, что основная трудность и определенная опасность зависят от своевременной и надежной установки барж моста на зимний отстой за дамбой и своевременный текущий ремонт барж и катера. Для этого необходимо немного: закончить начатый искусственный затон за дамбой с небольшим объемом земляных работ. Хоть для нового моста, хоть для нынешнего. Ну и дальнейшая судьба моста при нынешнем рукодельном российском кризисе зависит еще от решимости зареченцев, ижемцев постоять за мост стеной. Осталось лишь поблагодарить руководство и коллектив ЖЭУ за то, что в это лето 2017 года мост содержали прекрасно. А избирателям обратиться к депутатам Совета района с просьбой на ближайшей сессии строго спросить с руководства района за работу и по новому, и по нынешнему мосту на следующий юбилейный для моста год. Н. Братенков | |
Категория: Из истории | Просмотров: 6337 | |
Всего комментариев: 0 | |