Анастасия Васильева, доцент мехмата МГУ. Выучила язык коми, проживая в Москве.
"Сначала напишу коротко о себе. Работаю на мехмате МГУ, доцент. Начала учить коми язык с осени 2015 года по самоучителю 1992 года издания, прошла книгу примерно за полгода. К моменту изучения языка коми знакомых не было, сама я русская. В дальнейшем практиковалась в интернете (писала короткие комментарии на коми языке). Сейчас коми языком пользуюсь активно, веду блог, читаю художественную литературу. В школе особо ярких способностей к языкам не проявляла. Однако коми язык показался простым (по-видимому, благодаря хорошему учебнику). Начав читать коми литературу, увидела, что она представляет большую художественную ценность. (Поэтому необходимо, чтобы коми произведения сохранили своего читателя. А судить о качестве произведения исключительно по его тиражам могут либо жертвы неолиберальной пропаганды, либо сами неолиберальные пропагандисты, стремящиеся понизить культурный уровень населения.)
К изменениям в Федеральный закон № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (№ 438863-7) отношусь негативно. Русский язык должен всеми изучаться в одинаковом объёме. Однако предлагается выбирать между дополнительными часами русского языка и дополнительными часами национального языка. Поскольку по русскому языку необходимо сдавать ЕГЭ, то получится не «добровольность», а принуждение по принципу «рынок порешал». Кроме того, те, кто всё же выбрал национальный язык в качестве родного, теряют часы на его изучение по сравнению с тем, что было раньше.
В Республике Коми было два уровня изучения коми языка: как родной (в 5 классе 3 часа в неделю язык + 2 часа литература) и как государственный (2 часа в неделю; в северных муниципалитетах по 1 часу в неделю). Весной этого года в школах начали проводить анкетирование (противозаконно, поскольку обязательность изучения обоих гос. языков прописана в законах республики). Выбор в большинстве случаев осуществлялся в зависимости от позиции руководителей школ. При этом возникли ситуации, когда на коми родителей оказывалось давление, чтобы они не выбирали коми язык как родной, или когда выбор предметов осуществлялся методом голосования родителей в каждом классе. (А осенью прошлого года, когда коми начали протестовать против закона от регионального министерства образования об изменении учебных планов с января и отмене обязательного изучения коми языка, их противники говорили, что никто коми язык не отнимает и будет исключительно свобода и добровольность.)
При рынке страдает культура в целом. Тем более страдает культура национальных меньшинств: из-за вымирания носителей языка, и из-за безработицы в сочетании с пропагандой «учи то, что понадобится для будущей работы», и из-за закрытия учебных и научных учреждений, специализирующихся на национальном языке и культуре (в частности, был закрыт Финно-угорский факультет Сыктывкарского государственного университета). Обязательное изучение национальных языков позволяет затормозить разрушительные процессы. (Хочется надеяться, что рыночная система будет не вечной.)
Сама идея «обязательное изучение чего-либо вызывает отторжение к изучаемому» и «изучать нужно то, что понадобится в будущем» идет от неолиберальных реформаторов образования. Я подобные высказывания видела в прессе еще в нулевые годы, в контексте «зачем будущему артисту структурные формулы химических веществ», «зачем будущему юристу тригонометрические формулы» и т. п. То же самое (но уже по отношению к вузовскому преподаванию) писали и пишут студенты с либертарианскими взглядами (сторонники абсолютно свободного рынка), считающие, что образование должно быть платным («а у кого нет денег, пусть берет кредит»), но зато пусть студент диктует преподавателям, чему тот их должен обучать. Тем самым, люди, пишущие об «обязаловке» и «насилии», уподобляются и помогают разрушителям образования. И то, что одним из авторов законопроекта является О. Н. Смолин, ранее боровшийся с неолиберальными реформами образования, наводит меня на мысль, что в ближайшее время эти реформы продолжатся и бороться с ними будет уже труднее. (Я Смолину еще зимой писала открытое письмо, отправила в Госдуму, но ответа так и
не получила.)
В требовании изучать национальные языки я не вижу ничего оскорбительного для человеческого достоинства. Это ведь не идеологический предмет, в отличие, скажем, от нынешнего школьного обществоведения, на котором, судя по публикациям фрагментов из учебников и рабочих тетрадей, в ряде случаев формируют патриархальные и реакционные взгляды. А вот когда ученики (возможно, по наущению родителей) на уроках коми языка перестают заниматься и прямым текстом говорят «ваш язык скоро умрет» — это уже действительно оскорбление. Работа учителя национального языка такая же тяжёлая и низкооплачиваемая, как и работа учителя любого другого предмета, так же, как и всем, приходится тратить уйму времени и сил на ненужную отчетность, а последний год им создали еще дополнительный стресс (кому-то начальство посоветовало заранее искать новую работу, кому-то говорили, что придется переквалифицироваться, но за свой счет).
Проблема в методиках преподавания действительно есть. (Стоит отметить, что проблемы с методиками и тяжелые домашние задания касаются не только национальных языков и не только школьного образования.) По коми языку недавно были изданы новые учебники для 5 класса и, как мне писала одна из учительниц, детям уроки стали нравиться гораздо больше. Также были написаны учебники для 3, 4, 6 и 7 классов, но их апробацию и выпуск министерство стало тормозить. Есть учителя, задающие слишком сложные домашние задания (например, поиск чего-либо в интернете). Но есть и учителя, которые домашним заданием сильно не загружают, почти всё совместно разбирается в классе. Значит, всех менее квалифицированных учителей нужно «подтянуть» до нужного уровня. И добровольным должно быть именно выполнение более трудоёмких заданий, а не сам предмет.
Если резюмировать:
1. Я против изменений в Федеральный закон № ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» (№ 438863-7).
2. Анкетирование проводится противозаконно, при этом нарушаются права комиязычного населения.
3. Проблему трудоёмких домашних заданий и методики преподавания действительно нужно решить.
и подпись - Анастасия Васильева, доцент мехмата МГУ
Нет закону против родных языков!
|