В Ижемском районе приостанавливает работу автотранспортное предприятие
Жителей отдаленного Ижемского района, испытывающих постоянные проблемы с дорогами и мостами, похоже, ждут новые испытания.
— На прошлой неделе в районной газете было опубликовано объявление о том, что ООО «Ижемское АТП» с 1 июня приостанавливает на неопределенное время выполнение рейсов по всем направлениям внутри района, — поведал «Трибуне» житель села Кипиево Николай Артеев. — В первую очередь пострадают пенсионеры, инвалиды. Ведь пассажиров-льготников перевозит лишь АТП.
Кризис приехал
По зимнику в припечорские села транспорт АТП возил людей регулярно. Но частник в бездорожье свою машину гробить не будет. В навигационный период льготник может добраться до Щельяюра водным путем. А дальше на «большую землю», выходит — пешком? АТП было единственным транспортным предприятием в районе, имевшим государственную регистрацию, водители проходили медосмотр, а транспорт — техосмотр.
— Предприятие уже не один год лихорадит, почему власти района ничего не предпринимают? Если АТП не будет выполнять рейсы, в районе случится транспортный коллапс, а заложниками ситуации станут жители района, — возмущен пенсионер Н. Артеев.
— Третий год наше предприятие испытывает серьезные финансовые проблемы, — говорит директор ООО «Ижемское АТП» Григорий Терентьев. — На сегодня ситуация критическая. Приостановка рейсов по району – вынужденная мера, пока не найден выход из кризиса.
Задолженность предприятия составляет более 2,5 миллиона рублей, из них около 800 тысяч рублей — долг по НДФЛ. Маршруты внутри района убыточные. За пассажиров-льготников бюджет возмещает средства по остаточному принципу. Например, на возмещение выпадающих доходов на этот год бюджетом предусмотрены 1 млн 800 тыс. рублей. Но этого не хватает. По плохим дорогам, бывает, везешь двух-трех пассажиров-льготников. С начала года только на бензин мы потратили около 1,5 миллиона рублей. Цены на топливо и запчасти постоянно растут. По нашим подсчетам, для возмещения выпадающих доходов потребуется сумма в два раза больше.
Однако рейсы из райцентра до Ираеля будут выполняться (дорога от станции Ираель — основная транспортная артерия, ведущая в район — Ред.).
Буксуем в долговой яме
По словам директора, на предприятии трудятся 23 работника, из них 10 — водители пенсионного возраста. Высококлассные, с большим стажем работы специалисты получают в среднем 20 тысяч рублей. Молодых такой зарплатой не удержать. Порою водители заправляют автобусы на деньги из своего кармана. Вот опять взяли в долг топливо для рейсов в заречье, чтобы до конца месяца автобус смог курсировать по маршруту Сизябск—Мохча—Гам и до берега.
— И так каждый рабочий день на предприятии начинается с головоломки: откуда бы найти деньги, хотя бы на заправку? — продолжает Терентьев. — Изношенность парка составляет 90 процентов. В автохозяйстве 13 единиц техники, последний автобус АТП приобрел в 2008 году. Некоторые автобусы эксплуатируются более десяти лет. Водители в рейсах рискуют, возможны поломки.
— Поддержка изношенного автопарка требует больших финансовых затрат. К тому же сегодня предъявляются жесткие требования к техническому состоянию автотранспорта. Когда предприятие в долговой яме, соответствовать всем этим требованиям сложно. Нужно обязательное наличие спутниковой системы ГЛОНАСС. Для рейсовых автобусов надо приобрести тахографы. По подсчетам, на это необходимо более 500 тысяч рублей. Да и не вся техника оборудована ремнями безопасности. А от ГИБДД есть предписание не выпускать на линию технически не исправный транспорт, — вздыхая, констатирует Григорий Серапионович.
Увы, приобретать новый транспорт предприятие не в состоянии. В начале нынешнего года администрация района приобрела новый автобус, который был передан муниципальному предприятию ИМУП «ДЭУ» и не эксплуатируется. Если бы транспортное средство передали АТП в аренду, тогда, по мнению директора, не возникло бы проблем с социально значимыми маршрутами внутри района.
Головная боль руководителя — обязательная страховка пассажиров. На это потребуется более 300 тысяч рублей. На сегодня половина суммы оплачена, вторую предполагают внести в сентябре. Только после внесения всей суммы АТП получит полис по страховке.
«Нас давят, а сливки снимают другие»
С появлением частных перевозчиков и недобросовестной конкуренции АТП стало нести огромные убытки. Фактически нелегалы «снимают сливки». На нерентабельных маршрутах они не работают.
— Нам достаются невыгодные «социальные» маршруты. Районные власти, контролирующие органы не предпринимают никаких мер для борьбы с нелегальным частным извозом. Администрация не пытается найти пути установления партнерских отношений с нашим предприятием, хотя мы выполняем «социальные заказы». Наоборот, нас «давят», — убежден Терентьев. — Штрафы, необоснованные проверки. Власти грозят судебными исками, если предприятие вынужденно прекратит выполнять рейсы. На просьбу обратить внимание на нелегкое финансовое положение руководство района лишь разводит руками: мол, АТП — коммерческая организация, она сама должна научиться работать в условиях рынка и конкуренции.
Если раньше убытки как-то компенсировались благодаря перекрестному субсидированию за счет более прибыльных рейсов, то сейчас даже маршрут Ижма—Ираель не приносит прибыли. Автобусы отправляются в рейс полупустые. На этот год по этой линии выпадающие доходы, которые покрывает Дорожное агентство, составляют около двух миллионов рублей.
— С открытием дороги Керки—Малая Пера частники возят пассажиров до Ухты и Сыктывкара, а мы с «убитой» техникой им не конкуренты. К примеру, с начала года АТП перевез по всем направлениям более 25 тысяч пассажиров, а в прошлом году за аналогичный период было больше на 10 тысяч пассажиров. Все эти цифры говорят о безрадостной перспективе. Чтобы сохранить объем перевозок и существующую маршрутную сеть, нужна помощь властей, — убежден директор.
Наталья КОЛОДИНОВА.
Газета "Трибуна"
P.S. Когда верстался номер, стало известно, что необходимые средства найдены, проблемы, вероятно, в ближайшее время будут решены. /29.05.2014/