7х7
...Вот и получается, что основной аргумент сторонников строительства
полигона ТБО в том, что «строить-то его надо, ведь как же без него?».
При этом вышеуказанные моменты в расчет, в принципе, не принимаются. То,
что при таком подходе легко можно построить полигон, который не будет
нужен ни администрации района, ни городу, ни природоохранным службам, по
неясной мне причине, в расчет не идет. Сама необходимость возить отходы
не на свалку, а на полигон приводит к резкому удорожанию тарифов на
вывоз и утилизацию. На свалку чаще всего привозят и высыпают просто «в
одно место». В большинстве случаев, это происходит бесплатно и ни кем не
контролируется. При наличии полигона «внезапно» оказывается, что за
мусор-то надо платить. И не просто платить, а платить больше. Больше за
бдительного сторожа, за приемщиков, за уплотнение мусора трактором, за
завоз изолирующего материала (песка), за засыпание и окончательную
изоляцию, за мониторинг, за ведение учета отходов, за разработку
экологической документации.
Как было, на мой взгляд, в Нагорске? Построили на бюджетные деньги
полигон, а администрация района и говорит: «А у нас нет денег на его
эксплуатацию, установленные тарифы на вывоз отходов от населения не
способны покрыть расходы». Что делать? Один вариант – сдать в аренду.
Арендатор нашелся, но он тоже не хочет использовать полигон себе в
убыток и говорит администрации: «А у вас все жители имеют договора на
вывоз отходов? А все ли предприниматели его заключили? А вывозят ли?»
Глава администрации только развел руками. Понял предприниматель, что от
администрации ничего не зависит и решил завозить на него токсические
промышленные отходы. Первый завоз промышленных отходов на полигон был
сделан в феврале 2008 года. Даже, помнится, пострадал человек, который
по неосторожности провалился в котлован полигона и получил тяжелые
химические ожоги. Приехали специалисты Департамента и выявили, что
«завезенные токсические отходы в виде каустической соды» это СОДА!
Приезжали природоохранные инспектора Департамента и в марте 2008 года и
даже в апреле, но вывод делали один и тот же. Даже дали заключение, что
использование СОДЫ на полигоне ТБО не противоречит установленным нормам!
Только когда в июне 2008 года была также незаконно завезена партия
отходов, но уже просто на несанкционированную свалку Орловского района,
которую вообще никто никогда не контролирует (просто куча мусора в лесу)
и химические ожоги получил еще один человек, на проблему взглянули по
другому. И вдруг оказалось, что каустическая сода это просто
неправильное название ЩЕЛОЧИ! И вдруг стало понятно, что использование
щелочи на полигоне ТБО запрещено! Так вот, пресекающие меры областными
экологами были предприняты только в августе 2008 года! До сих пор
Нагорский полигон – это серьезная угроза загрязнения подземных
горизонтов питьевого водоснабжения!
К сожалению, нет оснований полагать, что в случае с Советским полигоном
органы контроля смогут точно и вовремя среагировать и предотвратить
такие последствия.
Теоретически, перед принятием решения по строительству
полигона в конкретном месте должен учитываться не только принцип «а где
тут нужен полигон ТБО», но и принцип «а в каком конкретно месте полигон
будет эффективней и целесообразней». Но при таком подходе необходима
разработка схемы сбора отходов со всей области. При наличии специального
современного мусоровозного транспорта и инфраструктуры, плечо вывоза
ТБО в 30 – 40 км может быть вполне рентабельно, а при условии
специальных «перевалочных площадок» и до 60 км. Согласитесь – такие
расстояния позволяют перевозить отходы из района в район по «кустовому
принципу». Пролить свет на тему организации обращения с отходами в
масштабах области должна была специальная Концепция по обращению с
отходами. Разработкой концепции занимался целый институт и на которую в
2008-2009 годах было потрачено около 2-х млн бюджетных средств.
Но…деньги потрачены, акты выполненных работ подписаны, а так необходимых
схем сбора отходов как не было, так и нет
|