"Легендарность" трассы заключалась в том, что выглядела она как-то так
"Коми-трофи" отходила от трассы "Сосногорск - Вуктыл - Троицко-Печёрск" в районе посёлка Нижний Одес и шла до посёлка Малая Пёра, находящегося уже непосредственно на Воркутинской ж.д. магистрали. Дальше до Ираёля и, соответственно, Ижмы и Усть-Цильмы шла относительно нормальная дорога, где-то даже асфальтовая.
Но самым кошмаром был именно участок Нижний Одес - Малая Пёра
Примерно это мне и рассказывали нарьян-марцы. Именно по этому они и коми, живущие в Ижемском и Усть-цилемском районах вынуждены были ездить на Большую Землю, да хотя бы в столицу республики Сыктывкар, или Ухту..
Дорогу развозило так, что вязли и легковушки и внедорожники и камазы...
Водители вытаскивали сначала друг друга, но потом кончалось тем, что приходилось идти рубить деревья и подкладывать под колёса.
Брёвен нужно наготовить много, если быстро не проедешь их, они сразу утопают в говнах и придётся рубить новые.
При этом сложно даже просто выйти - вываливаясь из камаза, утопаешь в грязь по пояс
Грязь эту местные называют "няша".. Примерно так звучит: "Завяз, вылезаешь из камаза, и сразу по пояс в няшу проваливаешься!". "Во что во что?" - спросил я. "В няшу, ну что, не знаешь что такое "няша" что ли?"..
Да, та "няша", что знакома нам, выглядит явно красивее :))
Некоторые фуры просто валились на бок, их потом нереально было до похолодания достать. Как ни крути, каждый проезд после обильных дождей по "Коми-трофи" был настоящим приключением..
Тут сломать можно всё - бампера, мосты, другие важные детали..
Часто скапливаются пробки из-за невозможности объехать застрявшие машины. Очевидно, что обилие трафика ещё больше ухудшает обстановку на дороге..
Вообще, эта дорога официально была зимником, но много кто пытался ездить и летом. В какой-то момент на въезд на трассу в Нижнем Одесе поставили "кирпич" и запретили по ней ездить. Но это мало кого останавливало. Перемещаться то людям надо..
Несколько лет назад, наконец, построили дорогу "Ухта - Ираёль - Печора", идущую почти на всём протяжении вдоль железки. В связи с чем, нарьян-марцам, ижемцам и усть-цилемцам жизнь была существенно облегчена. Пусть она пока грунтовая, не очень ровная, но по ней хотя бы можно проехать.. Доезд до Нарьян-Мара на своих колёсах перестал быть битвой на выживание..
Фото взяты отсюда:
http://www.ua4x4.com/news/reports/2
http://vnao.ru/news/komi-trofi-nich
http://smotra.ru/users/kovalev999/b
http://extreme-nn.ru/forum/index.php?sh