Пысса - село в Удорском районе. Дальше, ниже по течению, Латьюга, а затем - Архангельская область.
Средняя школа, в которой учатся около 50 учащихся. 11 класс закончили трое. В первый класс в этом году пойдет один ученик.
В этом здании раньше располагался только детский сад. Сейчас там одна группа детского сада, в котором один воспитатель и один помощник. Директор школы одновременно и является руководителем сада. На втором этаже интернат, в котором живут обучающиеся деревень Латьюга, Политово, Патраково. В правой половине здания больница. В прошлом году там сделали ремонт: поставили стекло- пакеты на окна, перекрыли крышу.
Возле Дома культуры памятник павшим в Великой Отечественной войне .
Администрация поселения, здесь же библиотека.
Вичко кыр.
На огороде "сторожа". В Пыссе все надворные постройки вплотную к дому. И сарай, и баня, и хлев. Особенно в старой части села.
Отчий дом. Дома хорошо, но надо ехать.
На выезде из Пыссы табун лошадей. А коров в селе всего три. Было несколько лет назад 34.
Первый из пятнадцати мостов на 115-ом километре дороги Пысса-Кослан.
Заезжаем в Политово.
Между Политово (Пöлянин) и Патраково (Сісьтідін) дорогу в народе называют "американские горки". Сложные спуск и подъем, особенно в дождь и слякоть.
В Патраково встретили Даней Лёня (Леонида Даниловича Бушенева), стараниями которого дорога до Пыссы стала довольно прилично проезжей.
В этом месте дорога хуже. Песок "толстый" (кыз лыаыс), как сказал наш водитель.
Еще один мост. "Развалюх" уже нет.
Впереди мост через Вежаю, построенный вновь в прошлом году после суда против Главы Республики, выигранного депутатом Удорского райсовета Логиновым Альбертом Васильевичем.
В лесу много ягеля, очень красиво!
Один из опасных участков. Дорога идет прямо по берегу. Но и здесь в прошлом году дорогу поправили. Ехать можно без риска для жизни.
Впереди открылась великолепная панорама.
При приближении - зелень леса разных оттенков.
Скопление бабочек прямо на дороге, даже машин они не боятся.
Противопожарные рвы. Леса на Удоре горят часто.
Еще один новый мост - красавец.
Эту часть я назвала "унылой" дорогой. Здесь машина не подпрыгнет, не дрогнет, едет на одинаковой скорости. Хорошая, в общем, дорога.
Новых мостов много. Еще один из них через р. Кыстырью.
Доехали до Чернутьево, а, значит, до асфальта.
Небольшое чистое, ухоженное село. До Кослана осталось 45 километров.
Дальше грунтовка.
Здесь асфальт, но местами с заплатками.
Подъезжаем к деревне Ёлькыб, это в 10 км от Кослана. Изумительной красоты место. Не зря здесь строят дачи не только косланские, но и из других мест, даже из из Сыктывкара.
Здесь не одно такое причудливое строение.
Настоящий старый амбар.
Вот этот дом мне больше всего нравится.
С видом на реку.
Есть и такие вагончики. А потом построят дом.
Едем дальше. Справа - новый асфальт.
Доехали до развилки. Прямо пойдешь - в Кослан, вправо - в Усогорск. А вот влево - СИМ (северо-восточная магистраль), построенная болгарами. Ведет она в лес, на лесные делянки, по ней вывозили древесину. Говорят, что если бы направление взяли на 5 градусов левее, то дорога бы прошла через деревни.
Э.Братенкова