Родители пяти школьников из деревни Чаркабож Ижемского района отказываются возить детей на учебу. Проблема в том, что это надо делать за свой счет, ведь ехать ребятишкам приходится в соседнюю школу села Кипиево.
Последний литр бензина
Деревня Чаркабож находится в 12 километрах от Кипиево. Дома обучаются лишь школьники начального звена. Старшеклассники ездят в Кипиево, проживают в интернате. На выходные и на каникулы отправляются домой. Их дорога к знаниям лежит по своенравной Печоре. Зимой школьников на выходные возят на «Буране» или на лошади.
В этом году в Кипиевской школе обучаются девять детей из Чаркабожа. Четверых школьников (они братья и сестры) на учебу на своей лодке доставляет их дед. Остальных учащихся их отцы, договорившись между собой, возят по графику.
— В понедельник детей отвозил, потратив последний бензин, — сокрушается Владимир Канев, у которого два школьника. — Мы с супругой безработные, выживаем за счет своего хозяйства и подножного корма. Счастье, если калым подвернется. Раньше жил в Усинске, работал электромонтажником. Как переехал в родную деревню, остался без работы.
Бензин в Чаркабоже — большая проблема. Много лет жителей снабжал катер «Резвый», который занимался доставкой топлива на электростанции Ижемского и Усть-Цилемского районов. Весной и осенью он выручал и население отдаленных деревень.
Но в эту навигацию старая топливная баржа не пришла, сняли с эксплуатации. Вот и остались без бензина. Ближайшая заправка находится в 90 километрах, в поселке Щельяюр.
Сапоги примерзают к ногам
— Безработным родителям тяжело и то, что по последним требованиям нужно оборудовать лодку, — отмечает Владимир Вячеславович. — Всех пассажиров следует обеспечить спасжилетами, на судне должна быть аптечка, надо иметь права на управление речным транспортом… Если попадешься проверке ГИМСа, то штрафа не миновать. Из-за этого боишься лишний раз выходить на реку.
— На большой реке дети каждый раз подвергаются опасности. Школьников доставляем без сопровождения учителей, — продолжают родители. — Получается, что школа всю ответственность перекладывает на родителей. Каждый раз матери с замиранием сердца провожают своих чад в опасный путь. Кроме того, в дороге дети мерзнут. К примеру, когда шуга идет, случается, что сапоги буквально примерзают к ногам детей, потом приходится резать обувь… После ледостава школьники добираются и вовсе пешком — по лесу, по кочкам, рискуя провалиться под неокрепший лед речушек Верхний и Нижний Двойники.
Стучатся во все двери
Свое возмущение высказывает и многодетный отец Прокопий Филиппов:
— У нас нет средств на приобретение бензина. Я получаю пенсию, остальные родители в безработном селе остались без средств к существованию. Нужно разработать механизм адресной компенсации для родителей по возмещению расходов за подвоз школьников, — считает 58-летний Прокопий Игнатьевич.
— Наши дети добираются пока на рейсовом катере, — говорит Алена Истомина. — Цена билета 107 рублей на одного человека за рейс. Для нашего семейного бюджета (муж без работы, я получаю 2.600 рублей, работая на 0,25 ставки почтальоном) это ощутимый удар. Благо, дед помогает, своих внуков доставляет на учебу.
Родители чаркабожских школьников, по примеру картаельских, стучатся во все двери в надежде решить проблему. Обратились к руководству района, в министерство образования, к МОД «Изьватас».
О проблеме подвоза школьников из деревни Картаель на учебу в Томскую школу «Трибуна» тоже не раз писала. Благодаря совместным усилиям депутата райсовета поселка Том Игоря Рубана, руководства местной школы, администрации поселения и неравнодушных родителей вопрос решился. Более тридцати школьников до берега подвозит школьный автобус. Переправлять детей через реку Ижма родители нанимают перевозчика. Затраты отцам и матерям компенсирует районный бюджет. Такой же компенсации добиваются сейчас и родители из деревни Чаркабож.
Наталья КОЛОДИНОВА.
Газета ТРИБУНА
|