Чиновник и депутат в одном лице
Оказывается, один и тот же человек может олицетворять две ветви власти. Но чтобы понять эту правовую коллизию, сложившуюся в руководстве Ижемского муниципалитета, следует вспомнить недавние события.
В 2011 году в Ижемском районе избирали руководителя администрации района. За кандидата от «Единой России» Игоря Норкина, которого предложил заместитель председателя Госсовета «единоросс» Игорь Леонов, депутаты-ижемцы голосовать не хотели. Считали, что он «чужой», район совсем не знает, да и в Коми на тот момент жил всего два года. В результате противостояния район несколько месяцев оставался без руководителя.
Голосовали до тех пор, пока, по мнению многих ижемцев, партия власти не «продавила нужную кандидатуру», набрав-таки нужное число депутатских голосов.
Среди тех, кто голосовал сначала против «чужака», а потом — «за», был и ижемский депутат Игорь Колесов.
Червячок сомнения
А вскоре Игорь Колесов был назначен на должность начальника отдела физической культуры, спорта и туризма районной администрации. Примечательно, что данный отдел администрации назвали отделом «немуниципальной службы», с руководителем заключили договор, назначив ему неплохую зарплату. Причем зарплата Колесова за истекший год была выше, чем у чиновников, возглавляющих «традиционные» отделы (например, культуры или образования).
И все бы ничего, но возник вопрос: а может ли депутат быть одновременно и муниципальным служащим?
Согласно закону ФЗ № 273 лица, замещающие муниципальные должности (это депутаты Совета района), не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, иные муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы, если иное не установлено федеральными законами.
Упомянутый закон — это как раз и есть пресловутый ФЗ «О противодействии коррупции». И конечно, руководитель администрации района Игорь Норкин не мог этого не знать.
По мнению ижемских общественников, И. Колесов должен был выбирать, кем быть — либо депутатом, либо муниципальным служащим.
Кстати, в аналогичной ситуации в сентябре 2012 года депутат Совета Сыктывкара Степан Чураков сложил с себя депутатские полномочия, поскольку перешел на работу в Агентство Коми по физической культуре и спорту.
На двух стульях
Руководитель администрации и депутат (его непосредственный подчиненный), возможно, находились в состоянии, которое в законе характеризуется как конфликт интересов.
Депутат постоянно участвовал в принятии решений, касающихся своего руководителя (решения по бюджету, принятию отчета о работе, положении об оплате труда муниципальных служащих и т.д.).
Руководитель администрации района со своей стороны тоже контролировал труд подчиненного — оценивал, поощрял, назначал ему зарплату, устанавливал доплаты, премии.
Конфликт интересов — это ситуация, которая возникает в тех случаях, когда человек (или фирма) действует одновременно в двух или нескольких различных лицах и цели этих действий расходятся между собой.
Не хотим бросать тень на плетень: никто не уличил г-на Колесова в чем-то плохом. Говорят, что он активный депутат и неплохой работник. Но Игорь Колесов попал, мягко говоря, в противоречивую ситуацию. На каждой сессии муниципального Совета ему, вероятно, приходится решать неприятную дилемму. С одной стороны, надо защищать интересы избирателей. А с другой — выполнять приказы своего непосредственного начальства.
На сайте «Миян Ижма» местный житель писал: «Манипуляторам все мы кажемся пешками в их большой игре. Господин Колесов (ничего лично против него не имею) тоже оказался в этом колесе винтиком, который можно в нужный момент подкручивать...»
Допустили
«недопустимое»?
Законно ли такое положение? Местная власть утверждает, что — да. Ведь Колесов руководит отделом «немуниципальной службы» по договору. Еще в прошлом году один из депутатов направил запросы в федеральные и республиканские структуры: имеет ли право депутат Совета района занимать должность начальника отдела (немуниципальный служащий) в администрации того же района? Из федеральных органов ответы пришли незамедлительно: такое совмещение недопустимо, так как должность начальника отдела администрации района — это должность муниципальной службы. При этом неважно, как заключен договор — как с муниципальным служащим или как с немуниципальным.
Кстати, реестр должностей муниципальной службы утвержден решением Совета в составе положения об оплате труда от 19.09.2007 с изменениями. Этот реестр соответствует закону РК № 133-РЗ. Именно в реестре должность начальника отдела и начальника Управления является должностью муниципальной службы. Выходит, что депутат Совета района был принят на должность, которой нет. Во всяком случае на момент заключения трудового договора такая должность не была установлена.
А вот из республиканских структур приходили весьма расплывчатые ответы. И только в декабре 2013 года, после повторного обращения депутата Совета района, Ижемская прокуратура вдруг заметила это несоответствие.
Колесики и винтики
Ситуация в Ижемском районе — лишь частный случай, но в нем, как в капле воды, отражена общая проблема разделения властей.
Чтобы манипулировать депутатами, у исполнительной власти есть много способов. Если «строптивый» слуга народа занимается, к примеру, предпринимательством, его можно лишить выгодного подряда. Если «несговорчивый» депутат руководит, скажем, школой или Домом культуры, то рискует потерять должность.
Депутаты, особенно в сельских районах, где царит безработица, все эти риски прекрасно понимают. И потому зачастую вынуждены мириться с тем, что становятся послушными винтиками административной машины.
Александра КОСТРОМИНА.
Газета "Трибуна"