Национальный вопрос - сложный, порой опасный. Краеведение близко к национальному вопросу. И когда проводится краеведческая конференция школьников в нашем районе, видимо, из-за боязни, или по какой-то другой причине, все выступления, в основном, сводятся к истории. То история одного дома, то другого дома, то колодцы, то исторические личности. Все это, конечно, хорошо. Но не является ли такой подход, в лучшем случае, топтанием на месте. И есть ли у нации будущее, если мы живем только прошлым, а на то, чтобы смотреть в сторону или вперед, поставлено табу?
На конференции были слабые попытки выйти чуть-чуть за пределы очерченного невидимой рукой круга. Эти попытки не нашли поддержки.
Про Анастасию Васильеву из Москвы, изучившую наш язык и пытающуюся перевести на чисто коми язык математику, написал Артур Артеев в газете "Республика". Умная москвичка понимает, что надо идти вперед. Многое забыто, что-то естественным путем, на что-то поставлены запреты. Наши информационные каналы и газеты, как правило, с осуждением подходили к тому, что в бывших республиках нашего СССР вводят экзамен на знание языка для того, чтобы получить гражданство в стране. Но в тех республиках преподавание всех предметов ведется на своих родных языках. Получается, что у них сохранились, а может, воссоздались вновь все научные термины, будь то математика, химия, другие науки. Мы, коми, являемся частью финно-угорской культуры. Наша культура, язык, не менее древние, чем язык родственного нам финского. Вряд ли можно представить, что в тех государствах у власти будет человек, не владеющий языком нации. У нас же все возможно.
Республика Коми, как написано в Конституции, гарантирует сохранение и развитие языка, традиционной культуры и образа жизни коми народа и других народов, проживающих в республике. На деле же, на мой взгляд, сохранение языка, и то под большим вопросом. А уж про развитие его как-то говорить даже неудобно. Может поэтому выступления на конференции были на русском языке. Мы что же, на родном языке говорить разучились. Или боимся, вдруг из 50 человек кто-то не поймет, о чем мы говорим.
На мой взгляд, детям было бы интереснее смотреть вперед, а не только назад, в прошлое. Учителям надо думать о развитии тоже. Прошлым занимается музей, историки. А кто займется развитием и движением вперед?
На конференции, по-моему, надо, чтобы были секции: прошлое, настоящее и будущее. А топтание на месте пользы не принесет. Свежего ветра не хватает. Свежего воздуха.
Э.Братенкова
|