23:35 Ассоциация «Ямал – потомкам!»: Изьватас необходимо использовать инструмент общественных слушаний | |
Среди делегатов VIII съезда МОД «Изьватас», прошедшего вчера в Ижме, - представители северных регионов России. Вице-спикер районной Думы Ямальского района, вице-президент Ассоциации коренных малочисленных народов «Ямал - потомкам!» Сергей Худи стоял у истоков финно-угорского движения. Он прокомментировал Финно-угорскому порталу свое видение работы МОД «Изьватас» с властью и крупными игроками рынка. - Что входит в сферу интересов Ассоциации «Ямал - потомкам!»? - В эту организацию у нас входят четыре народа: ненцы, селькупы, ханты и наши коми. Они не являются малочисленным народом, но в связи с тем, что ведут кочевой образ жизни, мы представляем и их интересы тоже. - На каком языке вы говорите? - Дома и с оленеводами - только на ненецком. - Вы на раз были в Сыктывкаре, но впервые в Ижме. Какие впечатления? - Основная боль общественных движений финно-угорских народов - что язык пропадает. У нас на Ямале только в стадах и в отдаленных-отдаленных поселках еще на нем говорят. А тут - в магазинах, на улицах общаются на своем родном языке. Это первое, что меня удивило и по-настоящему обрадовало, тронуло до мурашек. Хотя говор немного отличается от наших зырян. - Чего не хватает движению «Изьватас» в Коми? - Движение не использует инструмент общественных слушаний в полной мере. Это мощнейший инструмент, и я не поверю, что власти на это не пойдут. Я считаю, что власти заинтересованы в этом. Ведь для чего появляются общественные движения? Для того, чтобы поддержать политический ход той или иной компании. Или же продвинуть тот или иной вопрос в компетенции власти, но она не имеет права наступать самой себе на горло. И для этого есть общественники, которые говорят, что с ними надо считаться. Вышку нам все равно поставят: стране нужен газ, нужна нефть, это эконои=мическая образующая нашей страны, и как бы мы ни хотел , чтобы было по-другому, мы должны идти в одной упряжке и при этом что-то от этоо получить. Давайте все-таки, может, на Общественных слушаниях выскажем свои мысли и вставим туда социальные обязательства. Легче было бы, конечно, «аборигенам» влокруг вышли раздать каждому по бурану и по бочке бензина - и они бы успокоились. Но такой инструмент я не привествую. А вот если, к примеру, стоит вышка возле Ижмы. Почему бы не обязать в качестве платы за аренду земли тех же нефтяников не построить детский сад? Это и будет компенсацией населению. Пока инструмент не работает. Ответа на вопрос о его применении я не услышал. Общественные слушания в вашем случае превращаются в присутствие чиновников и представителей компании без местного населения. У нас же газовики доставляют местное население на общественные слушания на собственных вертолетах, заинтересованы-то в этом прежде всего они. С каждого стойбища по пять человек привозят к этой вышке. Помогаем в качестве посредников оленеводам мы, интеллигенция. Недовольство вашего местного населения выражается на сходе граждан. Вот этот сход надо «дорастить» до общественных слушаний. - Вам могут возразить, что это просто сделать у вас, у коренных малочисленных народов, а у нас-де этого статуса нет... - Это никаким образом не касается ни национальности, ни статуса, только местного населения, какой бы национальности оно ни было. - Какой инструмент в общении с властью наиболее приемлим? - Ни в коем случае нельзя махать шашкой, угрожать. Самое главное оружие - находить компромисс, играть открыто и честно. Почему я подарил лидеру изьватас Николаю Рочеву модель нарт? Надо ехать в этих нартах, запряженных в упряжку из трех оленей. Первый - это общественники, государственная власть и региональный компонент, особенность территории.
Фото Кирилла Затрутина, БНК | |
Категория: МОД "Изьватас" | Просмотров: 1379 | |
Всего комментариев: 0 | |